
Фото: PxHere
Иногда во время службы я думаю о том, что несколько веков назад наши предки вот так же стояли в храмах, и точно так же, как и мы, молились. Службы проходили на том же языке — церковнославянском. Одеяния служителей церкви, росписи на стенах, иконы, убранство храмов — всё было почти таким же. И точно так же в конце службы хор пел «Многолетие»— особую молитву, гимн, в которой содержится пожелание многих лет жизни святейшему патриарху, Отечеству, предстоятелю местной епархии, отцу-настоятелю храма или монастыря, всему приходу и всем христианам.
Традиция петь многолетие в завершение службы пришла к нам из Византии в десятом веке, вместе с церковным уставом. Позднее, в восемнадцатом веке, в «Многолетие»стали поминать ещё и императорскую семью — государя с супругой и наследниками престола, а также членов Священного Синода. Так было до революции.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем, как оно звучит в православных храмах в наши дни.
Молитва начинается словами: «Великого господина и отца нашего Кирилла, святейшего патриарха Московского и Вся Руси...». Далее упоминается имя правящего архиерея — предстоятеля епархии, епископа.
Послушаем этот фрагмент в исполнении хора Орского Иверского женского монастыря:
Далее следует такой текст: «...богохранимую страну нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святого храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета».
Если «Многолетие» поётся в монастыре, то хор упоминает своего настоятеля — то есть игумена святой обители — и братию. По-церковнославянски это звучит так: «всечестна́го игумена с бра́тией святы́я оби́тели сия́». Послушаем вторую часть песнопения:
Получается, что «Многолетие» — своеобразная «визитная карточка» той или иной епархии — то есть церковного округа. В каждом — свой, особенный текст, хотя основа — всегда одна. Проходят года и десятилетия, меняются церковные иерархи. Кто знает, возможно, сегодня, когда вы слушаете эту программу, уже ушли в историю имена людей, о которых поют сёстры Орского Иверского женского монастыря. В любом случае, молитвенная память о них продолжается.
Давайте вместе послушаем «Многолетие» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Преподобный Стефан Вятский и его семья

Фото: Andrei Pogrebnyak / Unsplash
Филейка — так называется сегодня один из жилых районов на окраине города Кирова. Много лет назад на этом месте стояло одноимённое село — родина православного подвижника, преподобного Стефана Филейского, или Вятского, как ещё его называют. Здесь во второй половине 19-го века он жил отшельником в маленькой келье, а потом основал обитель — Александро-Невский Филейский монастырь. Но прежде там же, в селе Филейка, много лет будущий святой провёл под крышей родительского дома, о котором хранил самые тёплые воспоминания.
«Всегда помню я с сердечной признательностью счастливое время, которое провёл под присмотром матери своей», — писал преподобный в автобиографии. Ирина Трофимовна Куртеева была главной воспитательницей трёх своих сыновей: Константина, Ивана и младшего, Семёна — так в крещении, до монашеского пострига, звали старца Стефана. По его воспоминаниям, мать — прекрасная хозяйка, добрая и боголюбивая женщина, часто беседовала с детьми о Боге. Учила их молиться, и сама показывала им в этом пример. Молилась Ирина Трофимовна в любую минуту — сидя за пряжей или пропалывая огород. У неё Семён научился любви к ближним и милосердию. «Была она настолько жалостлива, сострадательна к сирым и бедным, что всякий, кто знал, помянет её с сердечной благодарностью», — писал о матери преподобный Стефан Филейский.
Отец его, Пётр Степанович, зарабатывал на жизнь отхожим промыслом — то есть уезжал в город. У него было слабое здоровье; когда возвращался с заработков домой, ложился и подолгу не мог встать с постели. Отец скончался, когда Семён был ещё совсем юным. Заботу о семье взял на себя его старший брат Константин. Он был крёстным отцом Семёна, окончил математический факультет Казанского университета, жил и работал в Петербурге. Каждый год Константин отправлял матери денежную сумму на содержание младших братьев. «Первый после матери благодетель мой», — говорил о Константине преподобный Стефан Филейский. Однажды на каникулах Семён, который учился тогда в последнем классе гимназии, приехал погостить к брату в столицу. Тот дал ему почитать книгу иеросхимонаха Сергия (Веснина) «Письма святогорца о святой горе Афонской». Семён прочитал, и задумался. Ему захотелось посвятить себя служению Богу. Он решил странствовать по святым местам. Испросив благословения у матери, отправился в Соловецкий монастырь, побывал в Архангельске, Вологде. Но сильно тосковал по родительскому дому, и через несколько лет вернулся в родное село Филейку. Неподалёку, в лесу, он выкопал себе землянку, где стал проводить дни и ночи в посте и молитве. Семён выходил из затвора, только чтобы помогать родным по хозяйству.
Вскоре из Петербурга пришла печальная весть — скончался старший брат Константин. От горя Ирина Трофимовна слегла. Семён часто навещал вмиг постаревшую и больную родительницу. Они вместе молились; Семён читал ей вслух акафист Покрову Божией Матери, который Ирина Трофимовна очень любила. В годы отшельничества именно мать стала его единственным единомышленником, она понимала и принимала жизненный выбор сына. В один из дней, под чтение акафиста, Ирина Трофимовна отошла ко Господу на руках у Семёна.
После кончины матери он снова отправился странствовать. На сей раз дошёл до Афона, побывал на Святой Земле. А спустя годы вернулся на родину. 23 февраля 1877 года в вятском Слободском Крестовоздвиженском монастыре Семён принял монашеский постриг с именем Стефан — в честь преподобного Стефана Великопермского, просветителя вятичей.
Последующие годы до самой кончины Стефан Филейский провёл на родине. Проповедовал, помогал людям мудрым советом. В беседах с духовными чадами он часто, по его собственным словам, «обращал взор на начало дней своих» — вспоминал детство в отчем доме, родных. И благодарил Бога за дни, проведённые в кругу семьи.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Протоиерей Николай Гурьянов и его мать, Екатерина Степановна Гурьянова

Фото: Дарья Титова / Pexels
На псковское село Чудские Заходы опустился вечер. Хозяйки в избах накрывали столы к ужину. Собралась за самоваром и семья Гурьяновых — отец, мать и четверо сыновей. Пили горячий чай, неспешно беседовали. Неожиданно, прямо посреди разговора, глава семейства отставил чашку в сторону. Внимательно посмотрел на младшего сына Николая. Протянул через стол руку, погладил мальчика по голове. И сказал супруге: «Из всех нас он с тобой останется, доглядит тебя». Слова эти тогда прозвучали странно и не к месту. Но они оказались пророческими. Отец семейства, Алексей Иванович Гурьянов, скончался через год после того разговора — в 1914-м. Трое старших братьев — Михаил, Пётр и Анатолий — погибли во время Великой Отечественной войны. А рядом с матерью Екатериной Степановной до последнего её дня оставался младший сын Николай. Мы знаем его сегодня как выдающегося духовного подвижника ХХ-го века, старца Николая Гурьянова.
Эпизод с отцовским пророчеством батюшка Николай впоследствии часто вспоминал в беседах со своими духовными чадами. Много рассказывал он и о матери, которую ласково называл мамушкой. С кончиной супруга заботы о большой семье легли на хрупкие плечи Екатерины Степановны. Николаю тогда едва исполнилось 5 лет. Ему, самому маленькому, доставалась особая материнская забота и внимание. Коля рос послушным ребёнком. За какое бы дело ни брался, прежде спешил посоветоваться с любимой мамушкой. Спрашивал: «Мама, а не грешно ли это? Угодно ли Господу»?
Горячую веру в Бога передала детям мать, Екатерина Степановна. Старец Николай Гурьянов вспоминал: «Матушка моя никогда с Евангелием не расставалась». Екатерина Степановна была регентом хора в их сельском храме Архистратига Михаила. С ранних лет мать брала с собою в церковь и Николая. К шести годам Коля пел на клиросе, прислуживал в алтаре. Батюшка вспоминал, как в детстве по ночам он порой просыпался и начинал шёпотом молиться. Тогда пробуждалась и Екатерина Степановна. С улыбкой говорила сыну: «Укрепи тебя, Господи». И вставала на молитву рядом с ним.
В октябре 1917-го года к власти в России пришли большевики. Начались гонения на Церковь. Николай, между тем, не скрывал своей веры и открыто проповедовал — сначала в школе, потом — в институте, где учился. В августе 1931-го Николая Гурьянова арестовали и приговорили к ссылке на долгих 11 лет. Наказание отбывал в трудовом лагере Сыктывкара. Как страдало материнское сердце Екатерины Степановны! Весточки от сына приходили редко — заключённые имели право всего на два письма в год. В тревоге и безвестности Екатерина Степановна молилась о сыне. Просила Бога, чтобы сын вернулся домой живым.
Это произошло в 1942-м. Николай освободился, и в том же году принял рукоположение в священнический сан. Батюшка служил в разных городах страны. И всюду рядом с ним была его любимая мамушка. Отправилась она вместе с сыном и на маленький рыбацкий остров в Псковском озере — Талабск, известный также как Залит. В 1958-м году отца Николая назначили туда настоятелем Никольского храма. Талабчане рассказывали, как Екатерина Степановна помогала батюшке во всех его делах на новом месте. Отец Николай решил благоустроить Талабск, который остался без зелёных насаждений — в годы Великой Отечественной войны остров был почти полностью сожжён. Екатерина Степановна вместе с сыном повсюду сажала деревья, цветы, кустарники. О том, насколько близки были мать и сын, говорят письма батюшки Николая из Талабска к его духовным чадам, которые он всегда подписывал так: «С любовью к вам и земным поклоном — Мамушка и я».
В 1969 году Екатерина Степановна отошла ко Господу. Отец Николай Гурьянов всю жизнь хранил светлую память о своей мамушке. Говорил, что она была его духовным другом, святой женщиной. И каждого, кто приезжал к нему на остров, просил помолиться о упокоении рабы Божьей Екатерины.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема