
Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избежать конфликтов? Как добиться того, чтобы отношения с людьми развивались гладко, а обстоятельства не вынуждали нас вступать в противостояние и борьбу. Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Процесс образования христианской общины в городе Антиохия не был гладким. Христианство здесь распространилось благодаря деятельности миссионеров из бывших язычников. Услышав проповедь о Христе в день Пятидесятницы в Иерусалиме, они приняли крещение, а затем пришли в Антиохию. Город, который был крупнейшим центром Римской империи. Так здесь и возникло христианство.
Но трудность была не в этом. Книга Деяний говорит, что не все верующие во Христа в Палестине были этому несказанно рады. Сразу же появились противники. Они настаивали на том, что войти в христианскую Церковь можно лишь в том случае, если ты для начала принял иудейское обрезание и начал исполнять ритуальные предписания закона Моисеева. Начались сомнения, споры, сопротивление, одним словом, возникла конфликтная ситуация. В результате в Антиохию отправили инспекцию во главе с апостолом Варнавой. Так открылась новая страница в истории христианской Церкви. Антиохия стала отправной точкой для распространения веры в Спасителя и Евангелие по всему миру.
И ещё один интересный момент. В числе верующих христиан Антиохии книга Деяний упоминает Симеона по прозвищу Нигер. Относительно его личности высказывалось предположение, что он происходил из Африки. Нигер — африканское имя. По свидетельству апостола Луки, который и написал книгу Деяний, этот Симеон нёс крест Христов на Голгофу. Из евангельской истории следует, что это вызвало у Симеона как минимум внутреннее возмущение и протест. Ведь все евангелисты упоминают о том, что его заставили, принудили это сделать. Однако, как мы видим, в результате он стал одним из тех, кто нёс весть о распятом и воскресшем Христе по всему миру.
Итак, интересную закономерность мы видим в только что прозвучавшем отрывке. Как в историческом масштабе, так и на личном уровне нечто новое и более качественное начинается именно с конфликта, с борьбы, с противостояния. И это закономерно. Ведь мы очень хотим, чтобы Бог вошёл в нашу жизнь, мы хотим перемен. Однако, с другой стороны, сами же отчаянно этому сопротивляемся. Причина проста. Мы хотим, чтобы произошло это волшебным образом. Чтобы никто и ничто не нарушали наш покой. Но, как говорится, под лежачий камень вода не течёт. И Господь меняет нашу жизнь к лучшему зачастую через внутренние и внешние потрясения. Большие и малые. А потому не будем бояться конфликтов. Нередко именно так Бог открывает перед нами новые двери. Наша задача не скатиться в ругань и вражду. Но в самый разгар противостояния сохранить верность Богу, Его Евангельским заповедям, а также мир, дружелюбие и открытость по отношению к людям. Лишь в этом случае конфликт всё расставит по своим местам. Внесёт ясность в нашу жизнь. И качественные изменения произойдут в наших отношениях с Богом, людьми и самими собой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема