
Фото: PxHere
Святитель Николай Чудотворец — один из любимых и почитаемых святых в России. Существует множество историй о том, как святитель Николай чудесным образом спасал от бед и несчастий или о том, как по его молитвам люди обретали семьи. А ещё святитель Николай покровительствует путешествующим. Однажды этот святой помог и мне.
Как-то по дороге домой меня застигла сильнейшая снежная буря. Вокруг метель, дороги не видно, уже намело огромные сугробы. Скорость моей машины была небольшой, но я всё же не справилась. Машину повело на ледяной колее, и я слетела с дороги куда-то в огромный сугроб, да так глубоко, что невозможно было открыть двери. Что же делать? Оставалось ждать помощи и молиться.
В моей сумочке лежала иконка Святителя Николая, на обратной стороне — тропарь этому святому. Тропарь — значит гимн, прославление какого-либо праздника или святого. В храмах его поют довольно часто.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Первая часть по-русски звучит так: «Правилом веры и образом кротости, примером воздержания явила тебя пастве твоей непреложная Истина (то есть Бог)». Вот как эти строчки звучат на церковнославянском языке: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина...»
Теперь давайте послушаем первый фрагмент:
Вторая часть песнопения по-русски звучит так: «Для этого ты смирением приобрёл величие, а нищетой — богатство». А вот как эта строчка звучит на церковнославянском языке: «Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая».
Давайте послушаем этот небольшой фрагмент:
Последний фрагмент тропаря по-русски звучит так: «Святитель Николай, моли Бога о спасении душ наших» или по-церковнославянски «Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Послушаем третью часть:
Но как же помог мне Святитель Николай? Чем закончилось моё приключение? Сижу в сугробе, молюсь, но недолго пришлось ждать помощи. Слышу голоса людей. Будто откапывают меня. Слава Богу! Среди моих спасителей был юноша. Когда он увидел мою дорожную ситуацию, притормозил, вышел и начал останавливать все машины подряд. А потом нашёл большой трактор, который и вытащил меня обратно на дорогу. «Спасибо вам всем!» — кричала я вслед людям, которые садились по своим автомобилям, чтобы ехать дальше. «Как тебя зовут?» — спросила я юношу. Он уже собрался уезжать, убедившись, что его помощь больше не нужна. «Николай», — сказал он. «Буду за тебя, молиться, Николай!» — ответила я ему. Мы все разъехались по своим делам. А я всё думала, как же мне отблагодарить всех тех, кто помог мне выбраться из снежного капкана? И каждый раз в день памяти Святителя Николая я вспоминаю этих людей. Пусть всегда в пути им помогает Господь, ангелы и святитель Николай Чудотворец.
Предлагаю вместе послушать тропарь Святителю Николаю полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема