
Фото: Piqsels
Поделюсь с вами сокровенным. Раньше во время причастия Святых Христовых Тайн мне хотелось почувствовать особенную благодать Божию, как это бывает у других, какую-то лёгкость и особую радость. Я усердно готовилась к Причастию, постилась и все молитвы читала. Каждый раз я надеялась почувствовать вдохновение, но почему-то не получалось.
Перед одной из воскресных служб я тоже готовилась причащаться. Богослужение подходило к концу. Диакон со всем приходом спел молитву «Отче наш». После этого наш хор запел небольшое песнопение, которое в переводе на русский язык звучит так: «Хвалите Господа с небес, хвалите Бога Небесного». Церковнославянский текст этой строчки такой: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». Это был причастный стих или причастен — песнопение, которое поётся в момент причащения духовенства в алтаре. Давайте послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
«Стихом» в церковном уставе называют песнопение, состоящее из одной или двух строк. Каждому дню недели соответствует свой причастный стих. Тексты для них взяты из Псалтири.
На литургии в понедельник и в праздники, посвящённые ангельским силам (например, в память Архангела Михаила), поётся причастен — обращение к Богу — «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий», который по-церковнославянски звучит так: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Во вторник и в праздники, посвящённые Иоанну Крестителю, поётся причастен «В вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы». По-церковнославянски он звучит так: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится». В среду или в праздники, посвящённые Богородице, поётся причастен «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». По-русски и по-церковнославянски он звучит одинаково. На службе в четверг и в дни памяти святых апостолов поётся стих «По всей земле звучит призыв их, и до пределов вселенной слова их». Вот как он звучит на церковнославянском: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Их — значит апостолов. В пятницу и в дни почитания Креста Господня поётся причастный стих «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» или по-церковнославянски «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». В субботу и в дни памяти святых поётся причастен «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала». По-церковнославянски он звучит так же. После причастного стиха хор поёт троекратное «Аллилуия», то есть «Хвалите Бога».
На воскресных службах поётся причастный стих «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» — это первая строчка из сто сорок восьмого псалма. Строчка короткая, но заставляет поразмыслить. Не о себе, не о том, чтобы почувствовать благодать, нужно думать. Не для этого мы причащаемся. А Бога благодарить. За то, что не оставляет нас, несмотря ни на что, за сам дар жизни.
Давайте ещё раз вместе послушаем воскресный причастный стих, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема