
— Маргарита Константиновна, смотрите, целый отдел в этом книжном магазине выделили под книги об искусстве. Здесь я вижу каталоги картин Рафаэля и Микеланджело...
— Сколько хороших изданий, Наташа! Вот книга об истории русского импрессионизма, а вот — собрание произведений Караваджо... Как раз хотела приобрести для себя.
— Знаете, я недавно читала статью про этого итальянского художника и... Он, конечно, много прекрасных картин написал на Евангельские сюжеты, но человек-то он был... мягко говоря, непростой.
— Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, который жил на рубеже 16-го — 17-го веков, обладал взрывным, необузданным нравом и из-за этого попадал в опасные ситуации. Он прожил непростую жизнь.
— Ещё я узнала из статьи, что незадолго до смерти ему приходилось скрываться от властей, чтобы не попасть в тюрьму.
— К сожалению, это так. Но искусствоведы считают, что перед кончиной — а умер он довольно рано, в 37 лет, — Караваджо создал свои наиболее серьёзные, философские по духу полотна, в которых читается чувство глубокого переживания и раскаяния.
— Интересно, об этом я и не знала...
— Сейчас попробую найти какую-нибудь из этих работ в интернете... Вот, например, одна из последних картин Караваджо — «Отречение святого Петра». Художник написал её в 1610 году. В основе сюжета — история из Евангелия от Матфея. Во время пасхальной трапезы Христос сказал Своим ученикам «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Апостолы смутились из-за этих слов. «Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали они в смятении. И только один ученик был уверен, что уж он-то точно не предаст Учителя.
— Это был апостол Пётр!
— Да, Наташа, это был он. «Я никогда не соблазнюсь!» — воскликнул Пётр, а Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».
— И, как я помню из Евангелия, эти слова в точности исполнились...
— Да. После ареста Христа одна служанка указала стражникам на апостола Петра, сказав, что это один из Его учеников. Но Пётр отрицал. Затем он ещё дважды отречётся от Христа. Согласно Евангелию, после этого неподалёку пропел петух, напомнив Петру о предречённом. Именно момент предательства апостола показал Караваджо на своём полотне.
— Я вижу на картине три фигуры, изображённые крупным планом в профиль. Слева — стражник, в середине — девушка, указывающая на Петра, а справа — сам апостол. На лице его читается волнение, лоб напряжён. Страх овладел им.
— Художник показывает нам ключевой момент евангельского сюжета. Для этого он прибегает к излюбленному приёму, который по-итальянски называется кьяроскуро, то есть «свет и тень». Эта техника, как не трудно догадаться, строится на контрастной игре света и тени. Караваджо использовал её для достижения большего драматизма.
— Кьяроскуро... Контраст светлых и тёмных деталей будто олицетворяет борьбу добра и зла!
— Ты верно подметила, Наташа. Художник подчёркивает эту борьбу в душе Петра. Ведь только что апостол был крепок духом и уверен в своих убеждениях. И вот в следующую секунду — он уже предатель. Зло одержало маленькую победу в его сердце. Так же и мы, бывает, незаметно для самих себя, то в мелочах, то по-крупному предаём Христа, отрекаемся от Него...
— Какие страшные слова вы говорите, Маргарита Константиновна. Мне совсем не хочется быть предателем...
— Апостол Пётр тоже не хотел. И он раскаивался в своём поступке всю жизнь. Но Господь прощает кающихся. В Евангелии от Иоанна сказано, что воскресший Христос троекратно спрашивал отрёкшегося ученика: «Любишь ли ты Меня?». «Так, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — трижды ответил Ему Пётр.
— Господь простил Петра. Надеюсь, и меня простит... За то, что я невольно осудила художника Караваджо... Назвала его нехорошим человеком. А ведь я даже не знаю толком обстоятельств его жизни.
— Да, Наташенька. Только Господь вправе судить. А мы можем попытаться понять, что беспокоило художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чем он жил. Хорошо, что мы познакомились с одной из его работ, «Отречение святого Петра», которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А художественный альбом Караваджо я всё-таки приобрету. Хороший художник!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер