— Маргарита Константиновна, смотрите, целый отдел в этом книжном магазине выделили под книги об искусстве. Здесь я вижу каталоги картин Рафаэля и Микеланджело...
— Сколько хороших изданий, Наташа! Вот книга об истории русского импрессионизма, а вот — собрание произведений Караваджо... Как раз хотела приобрести для себя.
— Знаете, я недавно читала статью про этого итальянского художника и... Он, конечно, много прекрасных картин написал на Евангельские сюжеты, но человек-то он был... мягко говоря, непростой.
— Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, который жил на рубеже 16-го — 17-го веков, обладал взрывным, необузданным нравом и из-за этого попадал в опасные ситуации. Он прожил непростую жизнь.
— Ещё я узнала из статьи, что незадолго до смерти ему приходилось скрываться от властей, чтобы не попасть в тюрьму.
— К сожалению, это так. Но искусствоведы считают, что перед кончиной — а умер он довольно рано, в 37 лет, — Караваджо создал свои наиболее серьёзные, философские по духу полотна, в которых читается чувство глубокого переживания и раскаяния.
— Интересно, об этом я и не знала...
— Сейчас попробую найти какую-нибудь из этих работ в интернете... Вот, например, одна из последних картин Караваджо — «Отречение святого Петра». Художник написал её в 1610 году. В основе сюжета — история из Евангелия от Матфея. Во время пасхальной трапезы Христос сказал Своим ученикам «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Апостолы смутились из-за этих слов. «Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали они в смятении. И только один ученик был уверен, что уж он-то точно не предаст Учителя.
— Это был апостол Пётр!
— Да, Наташа, это был он. «Я никогда не соблазнюсь!» — воскликнул Пётр, а Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».
— И, как я помню из Евангелия, эти слова в точности исполнились...
— Да. После ареста Христа одна служанка указала стражникам на апостола Петра, сказав, что это один из Его учеников. Но Пётр отрицал. Затем он ещё дважды отречётся от Христа. Согласно Евангелию, после этого неподалёку пропел петух, напомнив Петру о предречённом. Именно момент предательства апостола показал Караваджо на своём полотне.
— Я вижу на картине три фигуры, изображённые крупным планом в профиль. Слева — стражник, в середине — девушка, указывающая на Петра, а справа — сам апостол. На лице его читается волнение, лоб напряжён. Страх овладел им.
— Художник показывает нам ключевой момент евангельского сюжета. Для этого он прибегает к излюбленному приёму, который по-итальянски называется кьяроскуро, то есть «свет и тень». Эта техника, как не трудно догадаться, строится на контрастной игре света и тени. Караваджо использовал её для достижения большего драматизма.
— Кьяроскуро... Контраст светлых и тёмных деталей будто олицетворяет борьбу добра и зла!
— Ты верно подметила, Наташа. Художник подчёркивает эту борьбу в душе Петра. Ведь только что апостол был крепок духом и уверен в своих убеждениях. И вот в следующую секунду — он уже предатель. Зло одержало маленькую победу в его сердце. Так же и мы, бывает, незаметно для самих себя, то в мелочах, то по-крупному предаём Христа, отрекаемся от Него...
— Какие страшные слова вы говорите, Маргарита Константиновна. Мне совсем не хочется быть предателем...
— Апостол Пётр тоже не хотел. И он раскаивался в своём поступке всю жизнь. Но Господь прощает кающихся. В Евангелии от Иоанна сказано, что воскресший Христос троекратно спрашивал отрёкшегося ученика: «Любишь ли ты Меня?». «Так, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — трижды ответил Ему Пётр.
— Господь простил Петра. Надеюсь, и меня простит... За то, что я невольно осудила художника Караваджо... Назвала его нехорошим человеком. А ведь я даже не знаю толком обстоятельств его жизни.
— Да, Наташенька. Только Господь вправе судить. А мы можем попытаться понять, что беспокоило художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чем он жил. Хорошо, что мы познакомились с одной из его работ, «Отречение святого Петра», которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А художественный альбом Караваджо я всё-таки приобрету. Хороший художник!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица