— Маргарита Константиновна, смотрите, целый отдел в этом книжном магазине выделили под книги об искусстве. Здесь я вижу каталоги картин Рафаэля и Микеланджело...
— Сколько хороших изданий, Наташа! Вот книга об истории русского импрессионизма, а вот — собрание произведений Караваджо... Как раз хотела приобрести для себя.
— Знаете, я недавно читала статью про этого итальянского художника и... Он, конечно, много прекрасных картин написал на Евангельские сюжеты, но человек-то он был... мягко говоря, непростой.
— Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, который жил на рубеже 16-го — 17-го веков, обладал взрывным, необузданным нравом и из-за этого попадал в опасные ситуации. Он прожил непростую жизнь.
— Ещё я узнала из статьи, что незадолго до смерти ему приходилось скрываться от властей, чтобы не попасть в тюрьму.
— К сожалению, это так. Но искусствоведы считают, что перед кончиной — а умер он довольно рано, в 37 лет, — Караваджо создал свои наиболее серьёзные, философские по духу полотна, в которых читается чувство глубокого переживания и раскаяния.
— Интересно, об этом я и не знала...
— Сейчас попробую найти какую-нибудь из этих работ в интернете... Вот, например, одна из последних картин Караваджо — «Отречение святого Петра». Художник написал её в 1610 году. В основе сюжета — история из Евангелия от Матфея. Во время пасхальной трапезы Христос сказал Своим ученикам «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Апостолы смутились из-за этих слов. «Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали они в смятении. И только один ученик был уверен, что уж он-то точно не предаст Учителя.
— Это был апостол Пётр!
— Да, Наташа, это был он. «Я никогда не соблазнюсь!» — воскликнул Пётр, а Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».
— И, как я помню из Евангелия, эти слова в точности исполнились...
— Да. После ареста Христа одна служанка указала стражникам на апостола Петра, сказав, что это один из Его учеников. Но Пётр отрицал. Затем он ещё дважды отречётся от Христа. Согласно Евангелию, после этого неподалёку пропел петух, напомнив Петру о предречённом. Именно момент предательства апостола показал Караваджо на своём полотне.
— Я вижу на картине три фигуры, изображённые крупным планом в профиль. Слева — стражник, в середине — девушка, указывающая на Петра, а справа — сам апостол. На лице его читается волнение, лоб напряжён. Страх овладел им.
— Художник показывает нам ключевой момент евангельского сюжета. Для этого он прибегает к излюбленному приёму, который по-итальянски называется кьяроскуро, то есть «свет и тень». Эта техника, как не трудно догадаться, строится на контрастной игре света и тени. Караваджо использовал её для достижения большего драматизма.
— Кьяроскуро... Контраст светлых и тёмных деталей будто олицетворяет борьбу добра и зла!
— Ты верно подметила, Наташа. Художник подчёркивает эту борьбу в душе Петра. Ведь только что апостол был крепок духом и уверен в своих убеждениях. И вот в следующую секунду — он уже предатель. Зло одержало маленькую победу в его сердце. Так же и мы, бывает, незаметно для самих себя, то в мелочах, то по-крупному предаём Христа, отрекаемся от Него...
— Какие страшные слова вы говорите, Маргарита Константиновна. Мне совсем не хочется быть предателем...
— Апостол Пётр тоже не хотел. И он раскаивался в своём поступке всю жизнь. Но Господь прощает кающихся. В Евангелии от Иоанна сказано, что воскресший Христос троекратно спрашивал отрёкшегося ученика: «Любишь ли ты Меня?». «Так, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — трижды ответил Ему Пётр.
— Господь простил Петра. Надеюсь, и меня простит... За то, что я невольно осудила художника Караваджо... Назвала его нехорошим человеком. А ведь я даже не знаю толком обстоятельств его жизни.
— Да, Наташенька. Только Господь вправе судить. А мы можем попытаться понять, что беспокоило художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чем он жил. Хорошо, что мы познакомились с одной из его работ, «Отречение святого Петра», которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А художественный альбом Караваджо я всё-таки приобрету. Хороший художник!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема