
Яна Зотова
Иногда промелькнет в голове мысль, как бы невзначай, и исчезнет. Мысль как предложение сделать что-то хорошее, но незначительное. И, если не придать значения этой мысли, отпустить, она улетит. А если обратить на нее внимание, то окажется, что эта идея может принести кому-то радость. И ты можешь сделать, пусть и малое, но доброе дело. А может, не малое совсем? Может это — первая петелька?
Например, вспоминаешь про какого-то человека, независимо ни от чего, просто вспоминаешь, и, кажется, как будто сейчас нужно написать ему или позвонить. Вроде, и времени-то на звонок, на переписку нет совсем. Но я уже не в первый раз убеждаюсь, что если именно в этот момент послушать свой внутренний голос, то получается хорошо.
Вот на днях как раз вспомнилась мне одна из наших прихожанок. Думаю: раз вспомнилась — надо написать ей. Пишу что-то совсем простое типа: «Привет. Как дела?» Если честно, я отнюдь не любитель переписок, но в этот раз я почему-то, не раздумывая, сразу написала ей сообщение. Мгновенно приходит ответ: «Привет! Все хорошо. У меня сегодня день рождения!» Надо же как! Тут же пишу в чат нашего храма поздравление — и вот уже одно за другим посыпались пожелания от наших прихожан! По скромности своей она, конечно, не стала бы ставить всех в известность о своем празднике, это ясно. А теперь принимает поздравления от всех! Господь устроил радость.
А если бы я как обычно не обратила на эту мысль внимания? Ну, правда: вспомнилась и вспомнилась, что тут особенного? Человек недополучил бы такого большого количества пожеланий, приятных слов, молитв. Конечно, масштаб этого дела невелик. Но всё же, хорошо, что так сложилось, что подсказка была мною принята, и радостных мгновений стало чуть больше.
На следующий день наша именинница написала в чат благодарственные слова и поделилась новостью, что она едет в Серпухов к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Предложила писать ей имена, кого помянуть. И тут уже полетели просьбы с именами и слова благодарности.
Как важно замечать малое и не лениться сделать что-то кажущееся незначительным, не пожалеть пары минут своего драгоценного времени на простое смс. Услышать свой внутренний голос. Или голос ангела хранителя? Послушался, сделал маленькое добро. И как петелька, цепляясь за петельку, превращается в красивый и большой шарф, так и поступки сплетаются в большое жизненное полотно. Какое оно будет — очень во многом зависит от нас.
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Николай Вахромеев

У нас в студии был клирик храма Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве священник Николай Вахромеев.
Наш гость рассказал о выборе священнического пути, а также о тех своих родных, которые до него посвятили свои жизни служению Церкви.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным наркозависимым». Иеромонах Силуан (Цапин)
Гостем программы «Делатели» был руководитель центра социальной помощи «Благовещение» в селе Русские Казыли в республике Татарстан иеромонах Силуан (Цапин).
Наш гость рассказал, как он, переживая сложный кризис в жизни, оказался в далеком селе в Татарстане и начал помогать восстанавливать там сельский храм, в котором позже — после многочисленных чудес в жизни и испытаний — стал сам служить, став монахом и священником. Отец Силуан поделился, с чего началось его социальное служение — помощь бездомным наркозависимым, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться, и почему, как он считает, в реабилитации существенное место занимает приход желающих исцелиться людей к Богу и участие в богослужебной жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!