Одним из любимых мест православных москвичей является Покровский монастырь на Таганке, где хранятся мощи блаженной старицы Матроны Московской. Поток верующих, желающих поклониться святой и попросить ее о заступничестве, не иссякает ни на день. Оно и понятно: Матронушка, как ее ласково называют в народе, известна как скорая помощница в житейских нуждах.
Я неоднократно приходила к Матроне, но старалась выбирать для этого будние дни, ибо в выходные и праздники паломников уж очень много. Очередь к мощам может растянуться на несколько часов. Но в этом году подруга предложила сходить в монастырь в день памяти старицы, восьмого марта. Я согласилась, но уже заранее трепетала от ожидаемого количества людей.
Однако даже мои фантазии не могли сравниться с реальностью. Паломников было столько, что очередь многократно извивалась змейкой, доходя до самого отдаленного уголка монастырского сада.
«Ну что ж, раз другие могут, то и мы сможем постоять!» — оптимистично решили мы с подругой и встроились в самый конец людского потока.
Поначалу всё было хорошо. День был ясный, стоял легкий морозец, и настроение у нас было отличным, праздничным. Стоя в очереди, люди молились или тихо переговаривались, подбадривая друг друга рассказами о разных паломничествах. Но через полчаса мои ноги стали замерзать. А еще через полчаса я перестала их чувствовать.
Мы с подругой уныло переглянулись. Хотя она еще не замерзала так, как я, у нее был свой повод для тревоги: ей нужно было ехать на работу, а очередь шла так медленно, что, судя по всему, до мощей мы бы добрались лишь к вечеру. Простояв еще несколько минут, мы признали неизбежное: сегодня к Матроне нам попасть не удастся.
Как же грустно было уходить! Я чувствовала себя слабой, маловерной, ничтожной. Столько людей готовы терпеть холод и усталость ради возможности поклониться святой, а я?.. От первой же трудности я сломалась. Немудрено, если Господь не услышит моих молитв. Его достойны только сильные духом, отважные люди, а не малодушная девица вроде меня, которая простояла всего час и сдалась.
А на следующий день случилось вот что. Сидя дома за завтраком, я неудачно подавилась. Кусочек попал, что называется, не в то горло, да так, что я стала задыхаться. Из глаз брызнули слезы. Отчаянно кашляя и безуспешно пытаясь вдохнуть, я внезапно вспомнила о Матроне и мысленно взмолилась:
«Матронушка, родная, помоги! Да, я не смогла тебе поклониться, но я же всё-таки простояла в очереди целый час! Не отворачивайся от меня, прошу!»
И едва я сформулировала эту по-детски нелепую молитву, произошло маленькое чудо ценою в жизнь: я смогла наконец откашляться и глубоко вздохнуть. Всего лишь один вдох, а как я была счастлива!
Конечно, подобного рода мысли из разряда «я — тебе, а ты — мне» глупы и странны. С Богом не бывает товаро-рыночных отношений. Он всем готов помочь, не считая, сколько поклонов мы совершили или сколько свечек поставили. Но мне всё равно кажется, что из милости к нам Он принимает наши микроскопические жертвы. Неудобство или усталость, которые мы готовы претерпеть ради Богослужения или похода в церковь, не остаются не замеченными.
Помню, моя бабушка, выросшая в деревне, говорила такую народную присказку: «Когда человек идет в храм, позади идут ангелы и считают его шаги». Люди верят в силу маленького подвига. Совершать эти подвиги бескорыстно, ничего не ожидая взамен, — вот, чему бы я хотела научиться. Я знаю, что Господь поможет мне просто потому, что я Его дочь. И мне бы хотелось, чтобы Он знал: я тоже буду служить для Него просто потому, что Он мой отец. В этом и есть главный закон любви: отдавать себя ради другого.
Но пока... пока Господь милостиво принимает мои скромные дары, даже такие, как час, проведенный в очереди на морозе. И я твердо знаю, что и такая малость делает меня на шажок ближе к Богу.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова