
Татьяна Любомирская
Одним из любимых мест православных москвичей является Покровский монастырь на Таганке, где хранятся мощи блаженной старицы Матроны Московской. Поток верующих, желающих поклониться святой и попросить ее о заступничестве, не иссякает ни на день. Оно и понятно: Матронушка, как ее ласково называют в народе, известна как скорая помощница в житейских нуждах.
Я неоднократно приходила к Матроне, но старалась выбирать для этого будние дни, ибо в выходные и праздники паломников уж очень много. Очередь к мощам может растянуться на несколько часов. Но в этом году подруга предложила сходить в монастырь в день памяти старицы, восьмого марта. Я согласилась, но уже заранее трепетала от ожидаемого количества людей.
Однако даже мои фантазии не могли сравниться с реальностью. Паломников было столько, что очередь многократно извивалась змейкой, доходя до самого отдаленного уголка монастырского сада.
«Ну что ж, раз другие могут, то и мы сможем постоять!» — оптимистично решили мы с подругой и встроились в самый конец людского потока.
Поначалу всё было хорошо. День был ясный, стоял легкий морозец, и настроение у нас было отличным, праздничным. Стоя в очереди, люди молились или тихо переговаривались, подбадривая друг друга рассказами о разных паломничествах. Но через полчаса мои ноги стали замерзать. А еще через полчаса я перестала их чувствовать.
Мы с подругой уныло переглянулись. Хотя она еще не замерзала так, как я, у нее был свой повод для тревоги: ей нужно было ехать на работу, а очередь шла так медленно, что, судя по всему, до мощей мы бы добрались лишь к вечеру. Простояв еще несколько минут, мы признали неизбежное: сегодня к Матроне нам попасть не удастся.
Как же грустно было уходить! Я чувствовала себя слабой, маловерной, ничтожной. Столько людей готовы терпеть холод и усталость ради возможности поклониться святой, а я?.. От первой же трудности я сломалась. Немудрено, если Господь не услышит моих молитв. Его достойны только сильные духом, отважные люди, а не малодушная девица вроде меня, которая простояла всего час и сдалась.
А на следующий день случилось вот что. Сидя дома за завтраком, я неудачно подавилась. Кусочек попал, что называется, не в то горло, да так, что я стала задыхаться. Из глаз брызнули слезы. Отчаянно кашляя и безуспешно пытаясь вдохнуть, я внезапно вспомнила о Матроне и мысленно взмолилась:
«Матронушка, родная, помоги! Да, я не смогла тебе поклониться, но я же всё-таки простояла в очереди целый час! Не отворачивайся от меня, прошу!»
И едва я сформулировала эту по-детски нелепую молитву, произошло маленькое чудо ценою в жизнь: я смогла наконец откашляться и глубоко вздохнуть. Всего лишь один вдох, а как я была счастлива!
Конечно, подобного рода мысли из разряда «я — тебе, а ты — мне» глупы и странны. С Богом не бывает товаро-рыночных отношений. Он всем готов помочь, не считая, сколько поклонов мы совершили или сколько свечек поставили. Но мне всё равно кажется, что из милости к нам Он принимает наши микроскопические жертвы. Неудобство или усталость, которые мы готовы претерпеть ради Богослужения или похода в церковь, не остаются не замеченными.
Помню, моя бабушка, выросшая в деревне, говорила такую народную присказку: «Когда человек идет в храм, позади идут ангелы и считают его шаги». Люди верят в силу маленького подвига. Совершать эти подвиги бескорыстно, ничего не ожидая взамен, — вот, чему бы я хотела научиться. Я знаю, что Господь поможет мне просто потому, что я Его дочь. И мне бы хотелось, чтобы Он знал: я тоже буду служить для Него просто потому, что Он мой отец. В этом и есть главный закон любви: отдавать себя ради другого.
Но пока... пока Господь милостиво принимает мои скромные дары, даже такие, как час, проведенный в очереди на морозе. И я твердо знаю, что и такая малость делает меня на шажок ближе к Богу.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема