Енисейск. Небольшой ныне городок с населением менее 20 тысяч человек. И тем не менее он гордо носит имя «Отец сибирских городов». С чего бы вдруг?
Да с того, пожалуй, что именно отсюда, из Енисейского острога, в сути – крепости, основанной казаками в 1619 году, уходили отсюда в Восточную Сибирь отряды «служилых людей». И ставили новые города: Красноярск, Иркутск, Нерчинск, Братск… несть им числа…
Енисейск основали в на редкость удачном месте – в центре важных – и единственных в то время - водных путей посреди плодородных земель, богатых зверем, рыбой, рудой и золотом. Именно этому Енисейск быстро стал крупным промышленным и торговым, а затем и духовным центром Сибири.
Енисейские воеводы брали ясак с местных кетских и тунгусских племен. Не зря в 1635 году на гербе города появилось изображение соболя - пушные богатства привлекали сюда огромное количество купцов - скупщиков пушнины.
Но не только их. Возить товары из России – далеко, долго и дорого. И потому уже во второй половине 17 века Енисейск становится крупным центром промышленного производства с более, чем 20-тью фабрик и заводов. Ведущими отраслями промышленности стали металлообработка, солеварение, судостроение, что при отсутствии иных дорог, кроме водных, было особенно важным.
К концу 17 века Енисейск стал вторым после Тобольска центром торговли. Через Енисейск шли торговые пути на Москву, на восток и юг Сибири, на Амур и в Китай.
Численность купцов в 17-18-м веках доходила до 300 человек – то есть, купцом был каждый 15-й.
В 19 веке Енисейск вошел в десятку лучших уездных городов России.
После прокладки Московско-Иркутского тракта и Транссибирской магистрали Енисейск утратил значение главного города Восточной Сибири. Но в 40-х годах 19 века в Североенисейский тайге открыли месторождения золота, кое открытие изрядно подстегнуло развитие экономики и культуры Енисейска, который на какое-то время стал центром золотодобывающей промышленности.
Однако он и теперь считается одним из красивейших городов Сибири, выделяясь и большим для сибирского города количеством красивейших церквей, и своей уникальной гражданской архитектурой.
В 1970 году он был внесен в список исторических городов России. А в июне 2000 года центральная, историческая, часть города занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема