
В государственной Третьяковской галерее можно увидеть портрет Сергея Сергеевича Юдина — выдающегося отечественного хирурга. Художник Михаил Нестеров запечатлел врача в 1935 году. И написал картину таким образом, что взгляд невольно сосредотачивается на руках персонажа. Тонкие, гибкие, изящные пальцы. Такие бывают у музыкантов-виртуозов. Сергей Юдин и был настоящим виртуозом своего дела. Профессию он считал не просто работой, а призванием и подлинным искусством. Руки хирурга Сергея Юдина спасли тысячи жизней. А свою собственную жизнь великий хирург без остатка посвятил людям.
Сначала он хотел стать математиком, и в 1911 году, после окончания гимназии, поступил на физико-математический факультет Московского университета. А уже через год перевёлся на медицинский — вдруг всей душой почувствовал, что хочет лечить людей. В 1914-м, когда началась Первая мировая война, Сергей в первые же дни записался добровольцем в Красный крест. Часто ходил с солдатами в разведку. Это не входило в его прямые обязанности, но Юдин говорил, что всякий раз, когда однополчане уходили в неизвестность, у него ныло сердце — вдруг кому-то из них понадобится помощь? В 1916-м Сергей получил тяжёлую контузию. Вынужден был вернуться домой. С собой он привёз награду — Георгиевскую медаль «За храбрость».
Восстановившись после тяжелейшей травмы, Юдин экстерном сдал выпускные экзамены и стал дипломированным врачом. Вернуться на фронт ему не разрешили. Назначили заведующим военным хирургическим госпиталем в Туле. Там Сергей и встретил октябрьские события 1917-го. А через два года вновь вернулся в Москву. О том, чтобы бежать от новой власти за рубеж, он не думал. Хотел работать на Родине. К тому времени Юдин уже много и успешно оперировал, занимался научными исследованиями. И не только. Народный комиссар здравоохранения Семашко вспоминал, как в 1919‑м впервые увидел Юдина, и... принял его за завхоза — Сергей Сергеевич в подсобке ремонтировал кровати для больных. Юдин тогда работал в центральной больнице подмосковного Серпухова. Именно там он выполнил одну из первых в России операций по удалению части желудка. Эту хирургическую технику он отточил до совершенства — сложнейшую по тем временам операцию выполнял за 20-30 минут. Восторженные отзывы о работе Сергея Сергеевича оставили такие светила отечественной медицины, как Александр Вишневский, Пётр Герцен, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Очень много Юдин сделал для военной медицины. Он писал инструкции для военных врачей. Выезжал на фронт, чтобы на месте обучать полевых хирургов. В 1942-м он перенёс инфаркт. Но как только встал на ноги, возобновил поездки на фронт. Выезжал на самые тяжёлые участки, оперировал на 4-5 столах одновременно. Кстати, полевой хирургический стол — тоже изобретение Юдина. За научные работы по военно-полевой хирургии в 1942 году Сергей Сергеевич получил Сталинскую премию 2 степени.
Сталинскую премию 1 степени ему вручили в 1948-м. А буквально через несколько месяцев... арестовали. Обвинили в шпионаже, припомнив зарубежную командировку и переписку с иностранными докторами. Вменили в вину и то, что был верующим, прихожанином Елоховского собора, становился крёстным для детей своих сотрудников. В 1952 Сергея Сергеевича этапировали под Новосибирск. Он должен был отсидеть 10 лет, но вышел на свободу через год, когда умер Сталин. И всё же здоровье хирурга оказалось сильно подорвано пытками на допросах и лагерным бытом. В июне 1954-го Сергей Сергеевич Юдин скончался. Газета «Красная звезда» опубликовала некролог, в котором были такие слова: «Его большая, яркая жизнь являлась служением страждущему человеку».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 184 зач., VII, 10-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Печаль, как известно, бывает разной: она может быть одной из восьми главных страстей, а может быть и спасительным покаянным чувством. В первом случае печаль способна погубить человека, а без второго вида печали невозможно обрести спасение. О печали нам сегодня предлагает задуматься звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 7-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Апостол Павел направил в Коринф строгое обличительное послание. Мы понимаем, что реагировать на строгое обличение можно как минимум двумя способами: можно его принять и попытаться исправиться, а можно начать возмущаться и оправдываться. Практика показывает, что нам свойственно чаще предпочитать второй вариант реакции на обличения.
Коринфяне же избрали первый вариант, они с любовью приняли павлова посланника Тита, и сделали правильные выводы из павлова послания. Такая реакция дала возможность апостолу похвалить своих адресатов: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения» (2Кор. 7:11).
Говоря добрые слова о коринфянах, апостол Павел не забыл упомянуть очень важное правило духовной жизни, которое в дальнейшее истории Церкви было тщательно осмыслено аскетами: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7:10). Апостол Павел, а вслед за ним и вся христианская аскетическая традиция не говорят о том, что печаль вредна сама по себе, более того, если продолжить мысль святого апостола, то станет ясно: невозможно обрести спасение, если не будет упомянутой Павлом «печали ради Бога». Такая печаль — это очень светлое чувство, оно само по себе омывает грехи человека, оно просветляет ум и указывает направление дальнейшего движения духовной жизни. В «печали ради Бога» нет собственно печали, это, скорее, радость от осознания собственных ошибок, и, самое главное, от понимания тех действий, которые необходимо совершить для их исправления. Такая печаль похожа на радость нашедшего правильную дорогу путника.
Однако бывает и иначе. Бывает, что печаль гнетёт, она не исправляет, а, напротив, загоняет человека в тупик, эталонный пример такой печали — это участь бывшего апостола Иуды, он, как мы помним, вместо обращения к Богу решил замкнуться в себе, и это привело его к гибели. История Иуды нам подсказывает и путь борьбы с уничтожающей нас печалью: её стоит открыть Христу, и Он найдёт способ превратить орудие мучения в орудие спасение, так, как Он сделал это с тем Крестом, на котором был распят.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к смерти в Новом Завете». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
В день Успения Пресвятой Богородицы мы говорили о том, что известно об этом событии из Писания и Предания, а также о том, как меняется отношение к смерти после Воскресения Христова.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Третья беседа с протоиереем Павлом Карташёвым была посвящена истории и смыслам Успения Богородицы.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Жителям разрушенного села в Курской области нужна поддержка

Радио ВЕРА вместе с фондом «Мои друзья» помогает людям из Курской области, которые лишись своих домов в результате боевых действий. В фонд за поддержкой обратились жители разрушенного села Мартыновка. Сегодня все они стараются устроиться на новом месте. Им буквально по крупицам нужно всё собирать заново — вещи, посуду и многое другое.
И даже в таких трудных обстоятельствах люди не отчаиваются, находят силы и время заботиться о ближних и активно помогать фронту. Сельчане ремонтируют машины нашим бойцам, передают им овощные заготовки, а ещё поддерживают госпитали и проводят благотворительные концерты для жителей Курской области в пунктах временного размещения.
Но этим сильным духом людям и самим важна поддержка. Не так давно фонд «Мои друзья» отправил в Курск бытовую химию. И эту помощь жители разрушенного села Мартыновка получали с большой радостью. А сейчас им необходимы наборы кухонной утвари — то, без чего невозможно представить наш быт. Это столовые приборы, тарелки, чашки и многое другое.
Присоединяйтесь к доброму делу! Сбор на нужные вещи для жителей Курской области открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов