![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
Во всём мире среди филокартистов — людей, которые коллекционируют почтовые открытки — высоко ценятся работы советского и российского художника Владимира Зарубина. Их знает, пожалуй, каждый: весёлые медведи, ёжики и зайцы в новогоднем лесу наряжают ёлку, танцуют, поют, веселятся, ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Новогодние открытки Зарубина дарили светлое праздничное настроение нескольким поколениям. «Маленькая сказка в рисунке» — так называл свои работы художник. А его самого называли человеком, который нарисовал Новый год.
Тягу к кисти и краскам Владимир почувствовал, когда ему не исполнилось и пяти лет. Первый же его рисунок — бегущая лошадь — был настолько хорош, что привёл в восхищение не только родителей и братьев, но и односельчан. Будущий художник жил тогда в деревне Андрияновке на Орловщине. В конце 30-х годов 20-го века семья Зарубиных перебралась на жительство в Лисичанск. А вскоре началась Великая Отечественная война. В 1942-м город оккупировали немцы. Фашисты собрали всё трудоспособное население, включая подростков, и вывезли в Германию — в рабочий концлагерь. Попал туда и 19-летний Володя Зарубин. Он не любил рассказывать о том страшном времени. Говорил только, что насмотрелся и на людские страдания, и на пытки. Но даже в столь тяжёлых испытаниях молодой человек сумел сохранить светлую душу и способность радоваться жизни. Зарубин вернулся домой в 1945-м. Устроился работать на завод. Взяли его слесарем, а когда узнали, что Владимир рисует, возложили на Зарубина обязанности художника-оформителя. Интересно, что классического художественного образования Владимир Иванович за всю жизнь так и не получил.
Окончил Зарубин только курсы мультипликаторов. Он тогда переехал в Москву, работал оформителем на радиоэлектронном заводе. Шёл домой после смены, и увидел объявление о наборе в школу «Союзмультфильма». И сразу понял — это то, что ему нужно! Рисовать мультфильмы, дарить людям волшебство и радость. Владимир стал работать на «Союзмультфильме». Рисовал персонажей всеми любимых мультипликационных фильмов — «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Жил был пёс». Владимир Зарубин принял участие в создании более ста тридцати мультфильмов.
А в начале 1960-х начал рисовать открытки. Поначалу это было чем-то вроде хобби. Зайчата, снеговики, белочки и ежата словно сами просились на бумагу. Владимир рисовал их по ночам, после работы. Забавные, живые, добродушные лесные зверята Зарубина очень понравились известному художнику советских почтовых марок Юрию Ряховскому. И он предложил Владимиру выпустить серию открыток. Художественная комиссия ворчала: что это за ёжики в шапочках? Где здесь социалистическая идеология? Однако тираж утвердили. И он разлетелся за считанные дни! На этих сказочных и добрых открытках людям хотелось писать своим близким самые тёплые пожелания. И с нетерпением ждали новых работ Владимира Зарубина. Люди верили, что художник, который рисует таких трогательных и душевных персонажей, сам должен быть очень искренним человеком. Поэтому запросто, как старому другу, писали Зарубину письма, в которых благодарили за прекрасные рисунки. И Владимир Иванович с радостью и теплотой отвечал каждому. О своей работе он говорил: «Рисую, надеясь на самое важное: может быть, мои открытки помогут людям стать немного добрее».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер