
Когда-то давно в одном из городов, в тёмном узком переулке, где обыкновенно поселяются люди совсем небогатые, жил мальчик по имени Тим Талер. У Тима не было ни мамы, ни папы — они умерли. Жил он с мачехой и сводным братом. Жил бедно, к тому же от мачеха недолюбливала паренька и едва ли не каждый день устраивала ему взбучку, порой совсем без причины. Поэтому Тим не любил бывать дома. После школы он гулял по городу и мечтал, что однажды станет очень богатым. Во время одной из таких прогулок мальчик забрёл на ипподром, где когда-то бывал вместе с отцом. Шли скачки, на ипподроме царила суета. В тот день Тим и познакомился со странным мрачным человеком в клетчатом костюме. Господин Трёч — так его звали — предложил мальчику необычную сделку. Тим сможет выигрывать любое пари— например, поставить на самую слабую лошадь, и она придёт к финишу первой. Взамен же господин Трёч просил у Тима... его смех. Звонкий, радостный, чистый. Смех, от которого всем, кто находился рядом, становилось светло на сердце. Наверняка многие узнали сюжет знаменитой сказочно-философской повести немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер или проданный смех».
Это произведение впервые увидело свет в 1962 году. Историю Тима Талера автор писал для детей. Однако, приветствуя в предисловии тех, кто взял книгу в руки, Джеймс Крюс обращается к ним «дорогие маленькие и большие читатели». То есть, с самого начала даёт понять, что повесть будет совсем нелишним прочесть и взрослым. Тем более, что повествование по-настоящему увлекательное. А кроме того — назидательное, впрочем — без всякого морализаторства. Через необыкновенные приключения Тима Талера автор говорит с читателями об очень серьёзных вещах. О том, что не всё в жизни измеряется деньгами. Что есть вещи, намного важнее материального богатства и успеха. Читатель будет искренне переживать за Тима, когда тот одним махом подпишет зловещий договор. Когда после череды крупных выигрышей на ипподроме мальчик полностью окажется во власти странного господина Трёча — кстати, стоит прочитать его имя наоборот, чтобы понять, с кем именно герою пришлось иметь дело. Несмотря на то, что предметом их сделки стал смех, и юным, и взрослым читателям становится понятно, что речь идёт в том числе и о душе Тима. Которую он вместе со способностью смеяться обменял на возможность выигрывать деньги. Но приобретая богатство мальчик понимал, что теряет что-то гораздо более стоящее...
Впрочем, потеря смеха не сделала Тима злодеем. В этом смысле очень показателен эпизод из 17-й главы, в которой Тим оказывается в замке господина Трёча, и тот учит мальчика общаться со слугами: не благодарить их, быть невежливым, никогда не говорить добрых слов. Тим, слушая эти наставления, мечтал про себя, что однажды, как только он вернёт свой смех, обязательно сердечно поблагодарит всех горничных и слуг. Вот только удастся ли Тиму Талеру вновь обрести проданный смех? Об этом мы узнаем, прочитав замечательную, ставшую классикой, книгу писателя Джеймса Крюса. В коротком предисловии автор предупреждает: пробираясь её путями сквозь темноту, читатель будет, сколько бы ни кружил, всё ближе и ближе подходить к свету. И в конце концов поймёт старую как мир, простую истину: настоящее богатство — это не деньги. А душевный мир, человечность и любовь.
Все выпуски программы Литературный навигатор
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов