
Янни Ролански
В 2013-м году мы с командой делали социальный проект в одном из детских домов. Снимали художественный фильм, главные роли в котором исполняли дети-сироты. Сюжет фильма рассказывал о мальчике из детского дома, который не верит, что в его жизни может произойти что-то хорошее. Но все меняется после его встречи с Иисусом. Кино для меня всегда было лишь инструментом! Я искренне верила, что как только дети узнают о Божьей любви, хотя бы через этот фильм, их жизнь изменится.
Мы планировали потратить на съемки 3 месяца. Но, чтобы реализовать этот проект, потребовалось 3 года. И я очень благодарна Богу за то, что все вышло именно так. За время работы трое из ребят-сирот стали для меня почти родными. И я получила разрешение от органов опеки на их временное пребывание у меня дома. Это давало возможность забирать детей на выходные. Им было 13, а мне 24, когда мы начали съемки. Я была для них другом-наставником, они — моими воспитанниками. За стенами детского дома у меня была возможность водить детей в храм. Мы вместе читали Библию и много разговаривали.
Когда фильм был готов, мы поехали по городам России, чтобы показать его в детских лагерях, приютах и колониях для несовершеннолетних. Обычно после просмотра фильма я давала слово Толику, чтобы он мог обратиться к детям и ободрить их. Он говорил о том, что жизнь действительно меняется, если человек встречается с Иисусом. Зрители разных возрастов плакали, потому что видели историю не только на экране. Персонажи фильма сходил к ним с экрана и делились своими свидетельствами, своим опытом.
Когда мы вернулись в Москву, мои воспитанники Толик, Володя и Андрей пошли учиться в техникум. Я ожидала, что они продолжат ходить в церковь, организуют свои социальные проекты и будут светом этому миру.
Но они начали прогуливать учебу, развлекаться и наше взаимопонимание съехало на нет. Я постоянно напоминала им, как следует себя вести, говорила о нормах и морали. И чем больше я говорила, тем тоньше становилась наша связь. В итоге мы почти перестали общаться. У них началась своя жизнь, а у меня — депрессия.
Однажды я пришла к знакомому священнику и выдала все, что было на душе: «Я столько в них вложила, они знают о Боге не понаслышке и видели столько чудес! Они же должны уже все понять и изменить свою жизнь!»
Батюшка попросил меня сосчитать сколько раз за время нашего разговора я упомянула местоимение «ОНИ» и сколько раз за это время я вспомнила о Боге. Кажется, в тот момент пелена спала с моего духовного зрения, и я начала размышлять над тем, сколько времени я говорю про Толика, Володю и Андрея с Богом? И переживают ли они Божью любовь, видя, как я постоянно недовольна их поведением?
Эти два вопроса стали для меня ключом к переменам. Я поняла, что дети были для меня центром вселенной, в которой все было окутано моим волнением и беспокойством. Но где в этом во всем был Бог? С этим предстояло разобраться.
С тех пор каждый раз, когда мне хотелось высказать претензии детям, я садилась и писала письмо Богу. Жаловалась, сокрушалась, плакала и просила показать мне, как Он видит ситуацию. Со временем мое состояние изменилось.
«Господи Иисусе я доверяю тебе этих детей. Даже если они оступятся, Ты направишь их стопы на правильный путь» — это стало моей молитвой.
В послании к Евреям говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Так что, я перестала жить своими переживаниями , перестала реагировать на провокации со стороны детей. Мне предстояло научиться общаться с детьми без претензий и упреков. Теперь я знаю наверняка, что Господь воистину может сделать намного больше того, чем мы просим и ожидаем.
Сегодня у нас чудесные отношения с мальчишками. Когда мы собираемся вместе, когда Лизочка, дочка Толика и моя крестница держит меня за руку, когда я вижу как сложилось жизнь у моих ребят, бесконечно благодарю Бога за то, что Его реальность не соответствует моим ожиданиям. Она гораздо лучше!
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Николай Мотовилов и Елена Милюкова

Фото: Pixabay / Pexels
Семейный союз Николая Александровича Мотовилова, помещика из Симбирской губернии, и Елены Ивановны Милюковой, монастырской воспитанницы из Дивеева, устроил и благословил сам преподобный Серафим Саровский.
В 1831-м году Николай Мотовилов, 22-летний владелец имений и конных заводов, приехал в город Саров Нижегородской губернии к старцу Серафиму. К прозорливому подвижнику съезжались тогда люди со всей России. Николай Александрович приехал... за благословением на брак. Он вошёл в келью старца и замер. Огонёк свечи мягко освещал образа на стенах и внимательное, доброе лицо батюшки. Николай никак не решался начать разговор. Тогда неловкое молчание прервал сам отец Серафим: «Вы хотите о чем-то спросить меня? Говорите, я всё готов рассказать вам, что мне Господь открыть соблаговолит!». Мотовилов смущённо признался: он питает чувства к одной барышне. И хотел бы видеть её своей невестой. «А много ли этой барышне лет?», — спросил отец Серафим. «Недавно минуло 17», — ответил Николай. Но старец вдруг удивлённо воскликнул: «Что вы! Нет-нет! Вашей, от Бога вам предназначенной невесте теперь восемь лет и несколько месяцев. Жениться на ней пока никак нельзя — молода ещё очень. Надобно подождать». Мотовилов ничего не понял. Шутит, что ли, батюшка Серафим? Но старец говорил серьёзно и твёрдо: будущая супруга Николая Александровича живёт сейчас на воспитании в Дивеевской обители. Она пока совсем ещё ребёнок. Но лет через десять достигнет подходящего возраста, и Мотовилов сможет с нею обвенчаться. «Господь Сам выбрал вам невесту. Уж это в точности верно, и я, убогий Серафим, вам в том свидетельствовать готов», — закончил беседу старец.
Николай Александрович уехал из Сарова в смятении. Он понятия не имел, о какой невесте толковал ему батюшка Серафим. Позже Мотовилов сделал предложение своей соседке по симбирскому имению, Екатерине Михайловне Языковой. Но та ему отказала... От огорчения у Мотовилова обострился давний ревматизм, помещик едва мог передвигаться. Но вдруг осознал во всём происходящем Божий промысл. Понял: так сбываются пророческие слова батюшки Серафима о наречённой ему от Бога невесте. Несмотря на недуг, Мотовилов вновь отправился в Саров. Там он впервые случайно увидел свою будущую супругу. И как только это произошло, болезнь отступила!
Леночке Милюковой, племяннице одной из духовных дочерей старца Серафима, исполнилось тогда 10 лет. В тот день батюшка позвал её к себе и подарил шесть маленьких азбук. Девочка недоумевала — зачем столько? Но старец, как всегда, видел далеко вперёд. «Шестеро детей родилось, когда вышла я за своего Мотовилова. По этим азбучкам и читать выучились», — позже вспоминала Елена Ивановна.
Обвенчались молодые люди в 1840-м году, когда Елене исполнилось семнадцать, а Николаю — тридцать. В Елене Мотовилов обрёл любящую супругу, преданную помощницу и союзницу. Молодая женщина оказалась прекрасной хозяйкой, и взяла в свои руки управление имениями. Супруги заботились о монастыре, где жил старец — Свято-Успенской Саровской пустыни. Щедро благотворили Мотовиловы и основанному батюшкой Серафимом Свято-Троицкому Дивеевскому монастырю. В обеих обителях они часто бывали. Вместе паломничали по святым местам. Радостным, духовным называла Елена Ивановна свой союз с Мотовиловым.
Их брак продлился 39 лет. Николай Александрович Мотовилов отошёл ко Господу 20 января 1879 года. Елена Ивановна была рядом. Позже она рассказывала: «Заснул тихо-тихо, как ребёнок». После кончины мужа Елена Ивановна стала хранительницей его архива, в котором были записки о преподобном Серафиме, пророчества старца, запись знаменитой беседы «О цели христианской жизни» и другие уникальные документы. В 1903 году Елена Ивановна передала всё это комиссии по канонизации Серафима Саровского. Так удивительный брак Мотовиловых послужил прославлению великого русского святого.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 53. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,
2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: "не у нас ли скрывается Давид?"
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.
4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.
6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.
7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.
8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,
9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
Преподобный Стефан Вятский и его семья

Фото: Andrei Pogrebnyak / Unsplash
Филейка — так называется сегодня один из жилых районов на окраине города Кирова. Много лет назад на этом месте стояло одноимённое село — родина православного подвижника, преподобного Стефана Филейского, или Вятского, как ещё его называют. Здесь во второй половине 19-го века он жил отшельником в маленькой келье, а потом основал обитель — Александро-Невский Филейский монастырь. Но прежде там же, в селе Филейка, много лет будущий святой провёл под крышей родительского дома, о котором хранил самые тёплые воспоминания.
«Всегда помню я с сердечной признательностью счастливое время, которое провёл под присмотром матери своей», — писал преподобный в автобиографии. Ирина Трофимовна Куртеева была главной воспитательницей трёх своих сыновей: Константина, Ивана и младшего, Семёна — так в крещении, до монашеского пострига, звали старца Стефана. По его воспоминаниям, мать — прекрасная хозяйка, добрая и боголюбивая женщина, часто беседовала с детьми о Боге. Учила их молиться, и сама показывала им в этом пример. Молилась Ирина Трофимовна в любую минуту — сидя за пряжей или пропалывая огород. У неё Семён научился любви к ближним и милосердию. «Была она настолько жалостлива, сострадательна к сирым и бедным, что всякий, кто знал, помянет её с сердечной благодарностью», — писал о матери преподобный Стефан Филейский.
Отец его, Пётр Степанович, зарабатывал на жизнь отхожим промыслом — то есть уезжал в город. У него было слабое здоровье; когда возвращался с заработков домой, ложился и подолгу не мог встать с постели. Отец скончался, когда Семён был ещё совсем юным. Заботу о семье взял на себя его старший брат Константин. Он был крёстным отцом Семёна, окончил математический факультет Казанского университета, жил и работал в Петербурге. Каждый год Константин отправлял матери денежную сумму на содержание младших братьев. «Первый после матери благодетель мой», — говорил о Константине преподобный Стефан Филейский. Однажды на каникулах Семён, который учился тогда в последнем классе гимназии, приехал погостить к брату в столицу. Тот дал ему почитать книгу иеросхимонаха Сергия (Веснина) «Письма святогорца о святой горе Афонской». Семён прочитал, и задумался. Ему захотелось посвятить себя служению Богу. Он решил странствовать по святым местам. Испросив благословения у матери, отправился в Соловецкий монастырь, побывал в Архангельске, Вологде. Но сильно тосковал по родительскому дому, и через несколько лет вернулся в родное село Филейку. Неподалёку, в лесу, он выкопал себе землянку, где стал проводить дни и ночи в посте и молитве. Семён выходил из затвора, только чтобы помогать родным по хозяйству.
Вскоре из Петербурга пришла печальная весть — скончался старший брат Константин. От горя Ирина Трофимовна слегла. Семён часто навещал вмиг постаревшую и больную родительницу. Они вместе молились; Семён читал ей вслух акафист Покрову Божией Матери, который Ирина Трофимовна очень любила. В годы отшельничества именно мать стала его единственным единомышленником, она понимала и принимала жизненный выбор сына. В один из дней, под чтение акафиста, Ирина Трофимовна отошла ко Господу на руках у Семёна.
После кончины матери он снова отправился странствовать. На сей раз дошёл до Афона, побывал на Святой Земле. А спустя годы вернулся на родину. 23 февраля 1877 года в вятском Слободском Крестовоздвиженском монастыре Семён принял монашеский постриг с именем Стефан — в честь преподобного Стефана Великопермского, просветителя вятичей.
Последующие годы до самой кончины Стефан Филейский провёл на родине. Проповедовал, помогал людям мудрым советом. В беседах с духовными чадами он часто, по его собственным словам, «обращал взор на начало дней своих» — вспоминал детство в отчем доме, родных. И благодарил Бога за дни, проведённые в кругу семьи.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен