Короткий зимний день угасал. На занесённых снегом площадях Нижнего Новгорода зажглись фонари. Тёплыми, уютными огоньками светились окна домов. Улицы опустели, и только возле большого, в три этажа, каменного дома на Рождественке было как всегда оживлённо. Морозными вечерами, - впрочем, как и в любое другое время, - сюда со всего города стекались люди, которые по воле обстоятельств оказались без крыши над головой. Двери этого красивого, современного здания всегда были открыты перед городскими нищими и бездомными: здесь располагался ночлежный приют, построенный на средства богатого и известного нижегородского купца Николая Александровича Бугрова.
Этот бесплатный приют для неимущих стал одним из самых крупных в России конца девятнадцатого-начала двадцатого века. В нём могли одновременно разместиться более тысячи человек; каждому был гарантирован ночлег, тарелка горячих щей и стакан чаю с хлебом. Писателю Максиму Горькому в годы его юношеских скитаний не раз довелось побывать в ночлежном приюте Бугрова. Он вспоминал о том, что к оставшимся без крова беднякам там всегда относились с заботой и участием.
Купец Николай Александрович Бугров, владелец крупных мукомольных предприятий и пароходной компании, занялся благотворительностью в возрасте тридцати шести лет, когда, овдовев и похоронив троих детей, решил больше не заводить семью, а полностью посвятить себя богоугодному делу служения людям. Как писала о нём в те годы нижегородская пресса, Бугров «всю свою любовь и заботы перенес на бедный люд». Семьдесят пять тысяч рублей, которые Николай Александрович потратил на строительство своего ночлежного приюта, считались по тем временам суммой более чем солидной. И всё же это была лишь капля в море добрых дел, которые совершил за свою жизнь этот сострадательный и щедрый человек.
В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году ровно столько же Бугров вложил в строительство Нижегородского Вдовьего дома - приюта для матерей-одиночек и женщин с детьми, потерявших супруга-кормильца. В доме располагались двадцать отдельных квартир, баня и прачечная; дети посещали школу и ремесленное училище.
Еще через несколько лет в Нижегородской губернии на средства Николая Бугрова были открыты сразу несколько богаделен – в деревнях Филипповке, Малиновке и в селе Городец. В среднем на строительство каждой из них купец потратил около ста тысяч рублей. Существовали богадельни на проценты с капитала, выделенного Бугровым специально для этих целей. При богадельнях были устроены домовые церкви и часовня, на поддержание которых Бугров регулярно жертвовал немалые суммы.
Когда в Нижнем началось строительство Мариинского бесплатного родильного дома, Николай Бугров не стал дожидаться, пока к нему придут с просьбами о пожертвованиях. Он одним из первых внёс свою лепту в это нужное и благое начинание. Большую финансовую поддержку оказал он и Санаторию для бедных и неимущих чахоточных больных, который строился в те годы в Ессентуках на общественные средства.
Николай Александрович по-христиански свято чтил память своих родителей. В годовщины смерти отца и матери он устраивал поминальные обеды для бедных, щедро раздавал милостыню и жертвовал городским храмам на помин души усопших.
«Незабвенным благодетелем, кормителем сирых и вдовиц, утешителем в бедах сущих» называли Бугрова современники. С одинаковым уважением отзывались о нём в своих очерках такие разные писатели, как Максим Горький и Владимир Даль. Считается, что Николай Бугров потратил на благотворительные цели около десяти миллионов рублей. Однако некоторые его биографы склонны предполагать, что столько же, если не больше, он, как глубоко верующий человек, мог жертвовать тайно, не открывая своего имени. Как бы ни было, при жизни делам милосердия купец Бугров отдавал ровно половину своего дохода. И после смерти большую часть состояния он завещал истратить на помощь бедным и поддержание храмов.
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема