Возле слияния рек Волга и Сок, всего в 34-х километрах от Самары, стоит Царев Курган. По преданию, он получил свое название после того, как Петр Первый во время своего похода в Дербент отдыхал на этом месте и любовался окрестностями. Петр Первый собственноручно выдолбил на плоской каменной плите, на вершине кургана, следующую надпись: «Петр I, год 1722 от Рождества Христова». Через 46 лет на кургане побывала императрица Екатерина Вторая. Надписей о своём посещении не оставила. И также известно, что Царев курган посещали Иван Грозный и Владимир Ильич Ленин. Один гораздо раньше Петра I, второй – гораздо позже.
Как ни странно, название села Большая Царёвщина, находящегося у подножия кургана, не связано с ним. Да и основано оно было на 20 лет раньше приезда Петра I, в 1702 году. Это название связывается с переселенцами из одноименного села Царёвщина Пензенского уезда.
Конечно же, центром любого поселения в те времена являлся храм. Храм Рождества Христова бывшего села Большая Царёвщина, ныне посёлка Волжский был, возведён в 1833 году старанием местной помещицы действительной тайной советницы Елизаветы Васильевны Дашковой. Храм каменный, построен в стиле русского классицизма. Архитектор достоверно неизвестен, но предположительно им может быть либо архитектор Коринфский, либо знаменитый архитектор Стасов.
Практически ничего не известно о священнослужителях первых лет после открытия храма. Но в 1867 году, указом Священного Синода всем настоятелям вменялось в обязанность вести ежегодную церковно-приходскую летопись. Так благодаря чудом сохранившейся летописи прихода, до нас и дошли ценные сведения о прошлом, как самого Храма Рождества Христова, так и села Большая Царёвщина.
Особой страницей в истории храма является служение священномученика Константина Сухова. Отец Константин был назначен в Царевщину в 1896. Царевщинцы всегда отличались нерадением, как к службе, так и к Храму. Крестьяне не дали даже лошадь для переезда священника. Всем настоятелям приходилось с ними не просто. Но когда отца Константина через 3 года перевели в другой приход, царевщинские крестьяне отправили делегацию к владыке с просьбой вернуть его обратно. Через полгода он уже снова служил в Царёвщине. Сами прихожане назначили ему жалование в 200 рублей в год, что было для них удивительным поступком.
Храм был закрыт в 1931 году. Пытались использовать его, в частности, как зернохранилище. По воспоминаниям одной из прихожанок храма, которая в то время работала по приёмке и хранению зерна, само зерно отличного качества, элитное засыпали непосредственно в алтарь. Но ни в один год зерно сохранить не удавалось. Почти сразу, как его засыпали, зерно начинало “гореть”, то есть портится. Приезжали комиссии, проверяли состояние помещения, делали замеры. Всё указывало на хорошее состояние. А зерно каждый год пропадало. Никто не подумал о промысле Божьем и о чуде, происходящем на глазах. Просто закрыли зернохранилище. Чрез некоторое время здание было заброшено.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема