Село Виловатое – название странноватое. Но это только на первый взгляд. Название это произошло, по всей вероятности, от развилок пролегающих рядом с ним дорог у Оренбургского тракта. Само село Виловатое расположилось на живописном месте левого берега реки Самары. Примерно в 130-ти километрах от самого города.
В 1836 году селяне выстроили свою первую деревянную небольшую, но красивую церковь с домами для семей священника и дьякона. А в 1896 году стала действовать и церковно-приходская школа при ней. Село разрасталось и достигло населения 4500 человек. Деревянная церковь стала тесна. И тогда на сельском сходе, в 1900 году, виловчане порешили строить новый каменный храм на мирские пожертвования. Их почин горячо поддержал купец первой гильдии Василий Тихонович Прохоров, внеся первую большую сумму денег. Место под церковь освятили ещё задолго до ее строительства.
По старинному обычаю, первый камень должен был положить ребенок, ангельски чистая душа которого непременно придаст хороший почин делу. Выбрали кучерявого Петеньку, который и впрямь походил на ангелочка. Счастливые и гордые за сына родители – супруги Шапошниковы – сами и подвели Петеньку к груде кирпича… И закипела работа! Размахнулись виловчане со всей широтой русской души не просто на большую церковь, а на действительно огромный храм: в три придела и с колокольней высотою в 40 метров! А потому и возведение его затянулось на многие годы. В это время богослужения проводили в старой церкви, пока она… вдруг в одночасье не сгорела! После пожара будничные богослужения пришлось проводить в церковно-приходской школе, а праздничные служили в главном приделе уже достраивающегося нового храма.
Наконец, к концу 1914 года строительство Михайло-Архангельской церкви завершилось. Каменная Михайло-Архангельская церковь была возведена на каменном же цоколе, покрыта железом, имела одну большую и четыре маленькие главки. Длина ее вместе с колокольней составляла около сорока метров, а наибольшая ширина – более тридцати. Колокольня имела пять ярусов и была высотою сорок метров. В церкви имелись три престола: главный – во имя Архистратига Божия Михаила, южный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северный – в честь святителя чудотворца Николая.
Беды начались с приходом безбожников. Для начала за строительство храма был расстрелян купец Прохоров. В 20-м году храм попытались взорвать первый раз. Не получилось. В 1944 году из церковного кирпича решили построить аэродром. Для этого храм расстреляли из пушки. Удалось снести купол, одну стену колокольни, а также зимнюю крестильную. И всё. Окончательно разрушить храм не удалось. Вот тут-то мы и вспомним про чистую душу Петеньки, который заложил первый камень в основание храма. Власть махнула рукой и здание церкви отдали под зернохранилище и стоянку тракторов.
В 1995 году благодаря усилиям четырех местных жительниц в храме стали проводить первые богослужения, хотя сам он оставался в разрухе и запущении. Восемь лет, один за другим, сменялись настоятели, но к восстановлению храма так никто и не приступил. Храм терпеливо ждал своего спасителя. В 2001 году настоятелем был назначен иеромонах Алексий (Медведев), который мечтал именно об этой миссии по отношению именно к этому храму еще с отроческих лет! Они нашли друг друга и теперь оба счастливы.
В финале этой истории хочется сделать паузу. Сказать здесь можно только одно – Божий промысел есть.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 129 зач., III, 18-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое борьба за существование, и практически все в ней в разной степени участвуем. Одни активно и даже агрессивно выгадывают себе лучшее место под солнцем, другие стремятся быть честными и существовать за счёт своего труда, ничего не требуя и даже больше жертвуя, чем отнимая у других. Интуитивно большинству из нас понятно, что второй подход ближе к христианскому взгляду на мир, чем первый. Но почему это так? Каковы богословские основания этой интуиции? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Несколько лет назад в книжном магазине я открыл одну из бесчисленных книг по саморазвитию и организации собственной жизни. Иногда бывает полезно посмотреть, чем живут и к чему стремятся светские люди. Книга представляла собой определённую схему, в которой надо строить планы по самоусовершенствованию, а потом подводить итоги, и снова строить планы. Таким образом человек оказывается должен всё время достигать целей, делать жизнь осмысленнее, гармоничные и лучше. Интересно, что в этой книге никто не планировал болеть, стареть или умирать, никто не планировал в ней финансовых кризисов, конфликтов, свадеб, разводов... В этой книге как будто бы не учитывались живые люди, которые выглядели лишь фоном для построения своей индивидуальной траектории. Но самое главное, в этой книге не учитывался ни Бог, ни Его воля, ни Его замысел о мире.
Отрывок из первого послания Коринфянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень короткого и в то же время ёмкого призыва. Апостол Павел говорит: «Никто не обольщай самого себя», то есть не думай о себе много, помни, что ты не сможешь выстроить никакой идеальный траектории, ты не можешь рассчитать ни своего здоровья, ни влияния других людей на твою жизнь, ты не сможешь предугадать всех сложностей, не сможешь быть настолько мудрым, чтобы всё учесть. Понимая это, апостол Павел пишет, что мир, который предлагает свою мудрость и идеальные траектории, на самом деле ошибается сам и обманывает людей, которые ему доверяют. Такая «мирская мудрость» с бесконечным планированием с точки зрения Бога просто суетное безумие, пустое, тщетное и бесплодное. Это, кстати, не говорит о том, что нельзя планировать обычной деятельности, планировать поездки и встречи. Апостол Павел тоже строил планы. Речь о другом. Нельзя считать, что ты способен сделать свою жизнь сам.
Со своей стороны, апостол Павел призывает перестать хвалиться людьми, искать себе кумиров, гуру, руководителей, которые обещают за несколько этапов привести человека к светлому будущему, сделать его самыми эффективным, самым сильным, самым развитым. Вместо этого апостол призывает не хвалиться людьми, а надеяться на Бога. Причём он формулирует это очень интересно: «итак, никто не хвалитесь, так как всё ваше», то есть всё Господь уже дал вам на пользу. У вас есть духовные наставники, есть мир, жизнь и даже смерть. Последнее выглядит очень странно, так как с точки зрения светского общества смерть — страшное и бесполезное явление, от которого один ужас и тоска и никакой пользы. Но апостол Павел говорит, что человек, который доверился Богу, во многом и даже в смерти может увидеть спасительную перспективу. Есть только одно условие: сам он призван стать Христовым и вместе со Христом и во Христе становится Божьим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать помощником фонда «Хорошие люди»

Дмитрий Семёнов из города Саратова — волонтёр фонда «Хорошие люди». Проект заботится о тех, кто попал в беду, в том числе о людях с инвалидностью и одиноких стариках. Передаёт им еду и вещи, а также помогает решать насущные бытовые проблемы.
Дмитрий по профессии — сварщик. Он считает, что совершать добрые дела совсем не трудно. Для этого не нужно «сворачивать горы», достаточно делать то, что тебе по силам. В фонде мужчина совсем недавно, но уже успел поучаствовать в помощи другим. Например, починить и утеплить входную железную дверь в доме одинокой пенсионерки. Теперь в холодное время года дверь не будет промерзать насквозь, и выпускать из помещения тепло.
«В социальных сетях фонда „Хорошие люди“ я регулярно читаю заметки о подопечных. И стараюсь участвовать, где могу», — рассказывает Дмитрий. Однажды он узнал о пенсионерке Раисе Романовне. Бабушка давно не встаёт с кровати. Близких рядом нет. О ней заботятся добрые люди. Поскольку пожилая женщина много лет никуда не выходит, радио стало для неё «окошком» в мир и отдушиной. Но старый приёмник сломался, и она осталась без музыки и любимых передач. И вот, узнав об этом, Дмитрий передал через сотрудников фонда новый надёжный приёмник для бабушки. Раиса Романовна несказанно обрадовалась такому подарку.
Саратовский фонд «Хорошие люди» ищет тех, кто, как и Дмитрий, готов позаботиться о ближних. Вы можете стать волонтёром и дарить своё время и тепло нуждающимся. Следить за актуальными просьбами в социальных сетях фонда и помогать людям адресно. Либо совершить любой благотворительный взнос на сайте проекта «Хорошие люди». Собранные средства пойдут на помощь подопечным фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о закваске и о горчичном зерне». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притч о закваске и о горчичном зерне, почему Спаситель употребляет такие образы, а также о значении слов Христа: «Царствие Божие внутри вас».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер