Село Виловатое – название странноватое. Но это только на первый взгляд. Название это произошло, по всей вероятности, от развилок пролегающих рядом с ним дорог у Оренбургского тракта. Само село Виловатое расположилось на живописном месте левого берега реки Самары. Примерно в 130-ти километрах от самого города.
В 1836 году селяне выстроили свою первую деревянную небольшую, но красивую церковь с домами для семей священника и дьякона. А в 1896 году стала действовать и церковно-приходская школа при ней. Село разрасталось и достигло населения 4500 человек. Деревянная церковь стала тесна. И тогда на сельском сходе, в 1900 году, виловчане порешили строить новый каменный храм на мирские пожертвования. Их почин горячо поддержал купец первой гильдии Василий Тихонович Прохоров, внеся первую большую сумму денег. Место под церковь освятили ещё задолго до ее строительства.
По старинному обычаю, первый камень должен был положить ребенок, ангельски чистая душа которого непременно придаст хороший почин делу. Выбрали кучерявого Петеньку, который и впрямь походил на ангелочка. Счастливые и гордые за сына родители – супруги Шапошниковы – сами и подвели Петеньку к груде кирпича… И закипела работа! Размахнулись виловчане со всей широтой русской души не просто на большую церковь, а на действительно огромный храм: в три придела и с колокольней высотою в 40 метров! А потому и возведение его затянулось на многие годы. В это время богослужения проводили в старой церкви, пока она… вдруг в одночасье не сгорела! После пожара будничные богослужения пришлось проводить в церковно-приходской школе, а праздничные служили в главном приделе уже достраивающегося нового храма.
Наконец, к концу 1914 года строительство Михайло-Архангельской церкви завершилось. Каменная Михайло-Архангельская церковь была возведена на каменном же цоколе, покрыта железом, имела одну большую и четыре маленькие главки. Длина ее вместе с колокольней составляла около сорока метров, а наибольшая ширина – более тридцати. Колокольня имела пять ярусов и была высотою сорок метров. В церкви имелись три престола: главный – во имя Архистратига Божия Михаила, южный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северный – в честь святителя чудотворца Николая.
Беды начались с приходом безбожников. Для начала за строительство храма был расстрелян купец Прохоров. В 20-м году храм попытались взорвать первый раз. Не получилось. В 1944 году из церковного кирпича решили построить аэродром. Для этого храм расстреляли из пушки. Удалось снести купол, одну стену колокольни, а также зимнюю крестильную. И всё. Окончательно разрушить храм не удалось. Вот тут-то мы и вспомним про чистую душу Петеньки, который заложил первый камень в основание храма. Власть махнула рукой и здание церкви отдали под зернохранилище и стоянку тракторов.
В 1995 году благодаря усилиям четырех местных жительниц в храме стали проводить первые богослужения, хотя сам он оставался в разрухе и запущении. Восемь лет, один за другим, сменялись настоятели, но к восстановлению храма так никто и не приступил. Храм терпеливо ждал своего спасителя. В 2001 году настоятелем был назначен иеромонах Алексий (Медведев), который мечтал именно об этой миссии по отношению именно к этому храму еще с отроческих лет! Они нашли друг друга и теперь оба счастливы.
В финале этой истории хочется сделать паузу. Сказать здесь можно только одно – Божий промысел есть.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер