Сколько бы ни обзывали в прежние времена монархический строй «тиранией самодержавия», а правящая династия всегда старалась привести всё наше общество в целом к внутреннему миру и согласию. Такую же позицию занимала она в 18-19-ом веках и в отношении старообрядцев. В частности, активно поддерживая идею «единоверия».
Возникло это направление в старообрядчестве в конце 18 века. Его сторонники сохраняли древние богослужебные традиции и древнерусский бытовой уклад жизни, но при этом, признавали иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Документы 1859 года говорят о том, что из 723 раскольников обоего пола Симбирской губернии, непосредственно в Сызрани проживало 477 человек. Абсолютно логично, что годом ранее зашла речь о строительстве здесь единоверческой церкви. Как следует из рапорта, поступившего в 1858 году на имя председателя Департамента Уделов – Муравьёва, Никольскую единоверческую церковь предполагалось построить для ослабления раскола. Средства на её сооружение собирались очень тяжело, поэтому в основном она была возведена «стараниями» городского головы, купца Семёна Шамбарова. Остальное пожертвовали удельные крестьяне. Строительство разрешили Указом Святейшего Синода от 30 июня 1858 года, а уже 4 декабря 1859-го деревянная единоверческая Никольская церковь была освящена. Расположена она в центральной части города, недалеко от крепости-кремля, в соседнем с Казанским собором квартале. Также как и собор, единоверческий храм стоит в восточном углу квартала, зафиксировав место пересечение улицы и переулка.
За два года до этого, по епархиям и в губернские строительные комиссии был разослан «Атлас планов и фасадов деревянных приходских церквей». Скорее всего, проектирование осуществлялось с опорой на один из этих проектов.
Через 47 лет, в 1906 году, в Сызрани произошел пожар, который помнят до сих пор. От единоверческой церкви не осталось и следа. Но ровно на этом же месте в 1913 году поставили дошедший до нашего времени каменный храм с таким же названием.
И вот тут уже можно сказать, что «неисповедимы пути архитектуры». Дело в том, что Никольская церковь образца 1913 года является редчайшим примером использования в местном культовом строительстве форм допетровской архитектуры. В качестве образцов для стилизации в данном случае были выбраны храмы средневековья, восходящие, аж, к византийской традиции. Монолитный характер и повышенные пропорции главного объёма постройки, плоские фасады, наличие крупной гранёной апсиды и высокие арочные окна. Среди других образцов архитектуры Сызрани – чудеса, да и только.
Я абсолютно уверен, что, будучи в Сызрани, вы обязательно посетите Казанский кафедральный собор. Тогда уж не забудьте и про мой сегодняшний рассказ и поинтересуйтесь Никольской старообрядческой церковью. Это совсем рядом, в соседнем квартале, переулок Достоевского, дом 9.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов