
Никогда не забуду свою первую поездку на Афон. 2004 год! Итак, Афон! Решено. Виза готова, денег в обрез, но желания через край. Будучи крайне взволнованным предстоящим приключением, я пропустил мимо ушей все наставления отца Александра, не связался ни с одним из монастырей по поводу оформления визы для въезда на Афон, по-гречески — Диамонитириона. Я был совершенно уверен, что моего загранпаспорта и намерения будет достаточно для её получения.
Зная два языка, я без труда добрался до Уранополиса и расположился в гостинице на сутки. Настроение было великолепным. Прогулялся по маленькому городу, съел щупальцу осьминога на гриле, выпил в таверне замечательный кофе, заел это все каким-то сырным пирожком и был счастлив.
Вечером, сидя на балконе, пил холодную минералку, отгонял комаров, ждал рассвета... и свое великое приключение.
6 утра! Вскочил с кровати и, еще толком не проснувшись, уже бежал получать свой Диамонитирион. Отстояв очередь, протянул паспорт офицеру. Он посмотрел в паспорт, на экран и объявил: «Визы нет». Я растерялся! Ну как же нет!? «Визы НЕТ!» — повторили мне. «Да у вас тут в вашей Греции! Да что это такое!» — довольно уверенно возмущался я.
Побрел в гостиницу. Позвонил своим, предупредил. Сказали — будут хлопотать. Денег было ровно на сутки, а обратный вылет — только через 7 дней. Паниковать было рано, но однозначно мои планы серьёзно изменились.
В городе было делать нечего. Промаялся весь день... бродил вдоль моря, забрел на частные помидорные плантации, где, жестами объяснив пожилому греку с вилами в руках, что я не вор, а потенциальный паломник, получил от него в дар огромный помидор, который и съел. То было мое единственное утешение на долгое время вперед.
На утро следующего дня побежал за визой. Неуверенно протянув паспорт, быстро получил ответ: «Нет, визы нет. И не будет. Никакого прошения на вас не подавали. Мы ничего не видим». «Да как нет!? Что же это такое!» Мое громкое возмущение не произвело никакого эффекта и... Из бюро меня попросили поскорее уйти.
Денег почти не осталось. Меня переселили в другую, дальнюю гостиницу. Я был в отчаянии. Теперь Греция мне уже не казалась такой гостеприимной и дружелюбной. Я был зол на весь мир. Но не на себя.
Утром, выписавшись из последней гостиницы, поспешил в Бюро. Робко протянул паспорт, но ответом было снова: «Нет». Молча взял паспорт и пошел. Предстояло как-то прожить неделю до вылета без денег. Оглянувшись на море, я смотрел на свой уплывающий паром в сторону Афона.
Мне показалось, что я не нужен никому. Промелькнула мысль: «Господи, и даже Тебе?». Но я больше не ругал никого. Вдруг пошел дождь, и я совсем раскис. Посмотрел сквозь капли на Небо, горько заплакал. Тихо произнес: «Господи, прости меня».
Вдруг раздался звонок мобильного. Схватил трубку: А оттуда: «Лети в Бюро, на тебя выслали документы! В следующий раз не будь "валенком". Монахи Григориата за тебя попросили и каким-то чудом им быстро ответили и смогли оформить документы». Через пол часа я счастливый, как ребенок, целовал бумагу с визой, благодарил теперь уже лучших в мире офицеров и гостеприимную Грецию.
Следующим утром спокойный, благодарный и ... смиренный я стоял уже на палубе и смотрел на берег удаляющегося Уранополиса. Резкий запах солярки растворялся в аромат свежего кофе из моего стакана.
«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — тихо пел я про себя. Вот такой урок. До сих пор не перестаю удивляться тому, КАК как покаяние и смирение разрушают любые преграды. Просто важно понять и принять истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Эфхаристо и ... Слава Богу за все!
Автор: Петр Симченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.