В сорока верстах от Самары в урочище Красный Яр в начале восемнадцатого века была заложена крепость - один из поволжских форпостов, необходимых для защиты от кочевников. Рядом с такими укреплениями и под их покровительством образовывались поселения. Так появилось и село с забавным названием Утёвка. Имя это, по легенде, произошло от фамилии казака Селезнёва, который первым поставил в этих краях дом. Вокруг его хутора стали строиться новые поселенцы – словно утки хороводились вокруг селезня. Отсюда, будто бы, и пошло – Утёвка. А может, все гораздо проще. Село окружено озерами, где всегда жили утки. Говорят, будто прежде можно было прямо из окна настрелять дичи к обеду.
Но, так или иначе, сегодня Утёвка известна не птицей. Родное село прославил самобытный художник-иконописец Григорий Николаевич Журавлев. Он появился на свет в 1858 году в небогатой крестьянской семье. С рождения у мальчика были полностью атрофированы руки и ноги, но это горькое обстоятельство не помешало проявиться у ребенка таланту художника. Едва передвигаясь по двору на культях, Гриша брал в зубы прутик и рисовал на земле фигуры людей и животных, да так живо, что односельчане только удивлялись. Родной дед стал возить Гришу в школу, чтобы развить дарования мальчика. В юности Журавлев смог добраться до Самары, где брал уроки иконописи у художника Травкина. Григорий экстерном окончил гимназию, самостоятельно изучал черчение и анатомию. Иконы, которые он рисовал, зажав кисть в зубах, отличались особенной светлостью.
После того, как несколько икон Журавлев подарил участникам Самарского земского собрания, чиновники обратили внимание на бедственное положение самородка и назначили ему пенсию – 60 рублей в год. Когда Григорий Николаевич написал образ Николая Чудотворца для цесаревича Николая, будущего императора, его пригласили во дворец писать портрет семьи Романовых. Александр Третий распорядился ежемесячно пожизненно выплачивать Журавлеву двадцать пять золотых рублей – что для крестьянина было настоящим богатством. Эти средства позволили художнику создавать иконы с использованием позолоты.
Накопив некоторую сумму, Григорий Николаевич приступил к осуществлению своей давней мечты – возведению в Утёвке церкви необыкновенной красоты. Храм святой Троицы, выполненный по проекту Журавлева, действительно, отличается особой праздничностью. Не только иконы, но и фрески для церкви создал удивительный человек, лишенный рук и ног, но наделенный недюжинной силой духа. Его работы можно увидеть здесь и сейчас, они уцелели в то время, когда храм стоял безжизненным.
Сохранилась и могила Григория Журавлева – она находится в ограде Троицкой церкви. Над местом погребения удивительного художника стоит крест, на котором высечено: «Се, человек». И это невозможно оспорить.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.