Там, где река Сызрань впадает в Волгу, в 1683 году Петр Первый основал город-крепость. Боярам, которые принимали деятельное участие в строительстве этого форпоста, самодержец щедро раздавал окрестные земли. Обширный участок в двадцати верстах от Сызрани достался воеводе Семену Константиновичу Дмитриеву. Он основал здесь село, назвал его Семеновка-Дмитриево и разделил между двумя своими сыновьями – Яковом и Иваном.
Свое более позднее название – Троицкое, а точнее – Троицкое-Богородское, селение приобрело после того, как здесь были построены два храма – Казанской иконы Божией Матери и Святой Троицы. От Казанской церкви, которую поставил Иван Семенович Дмитриев, сейчас, к сожалению, остался только каменный остов. А вот Троицкий храм уцелел, и у нас есть возможность оценить достоинства этого архитектурного шедевра начала восемнадцатого века. Изначально это было строгое классическое здание – восьмерик на четверике, с единственным небольшим куполом на восьмигранном скате крыши. В девятнадцатом веке отдельно стоящую колокольню соединили с храмом, пристроив также два боковых придела.
Про колокольню стоит сказать особо. Эту многоярусную стройную красавицу сравнивают с московской колокольней Ивана Великого. Нет, до восьмидесяти метров Троицкая, как Ивановская, конечно, не дотягивает, а вот формой – очень похожа. Колокольня интересна еще и тем, что в ней провела последние дни своей жизни основательница храма, вдова Якова Дмитриева - Екатерина Ивановна. На втором ярусе, под звонницей, у нее была устроена маленькая комнатка. Три окна этой кельи выходили на север, юг и на запад, а с восточной стороны проем был закрыт иконами – эта ниша служила безутешной вдове окном в иной, лучший мир.
Кстати, Екатерина Ивановна была прабабкой известного баснописца Ивана Ивановича Дмитриева – того самого, который ввел в русский алфавит букву «ё». Сейчас, конечно, не многие смогут припомнить дмитриевские произведения. Но о его популярности в конце восемнадцатого века говорит такой, например, факт: первые басни Ивана Андреевича Крылова были опубликованы с пометкой «рекомендованы Дмитриевым».
В гостях у Ивана Ивановича бывали многие именитые литераторы – и тому есть свидетельства. Так, сохранился рисунок Василия Жуковского, на котором запечатлен знаменитый парк Дмитриевской усадьбы. К сожалению, после революции с парком обходились безжалостно – из вековых сосен строили амбары для зерна, реликтовые дубы шли на растопку. Но все-таки уникальный дендрарий жив и сейчас приятно побродить здесь по старинным аллеям, которые расположены так же, как на рисунке Жуковского – четыре продольных, три поперечных.
Если вспомнить знаменитую фразу «живая история» - это здесь, в усадьбе Троицкое-Богородское Самарской области.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема