
Фото: Alisa Anton / Unsplash
Храм в православной традиции не просто здание. Это место, где присутствует Бог. Человек, конечно, может почувствовать Господа рядом с собой в любом месте — в транспорте, офисе или даже в лифте. Но именно в храме особенно ощущаешь реальность Царства Небесного. Православная церковь должна быть построена согласно установленным требованиям — в ней, например, обязательно должен быть алтарь, отделённый от остального пространства иконостасом. Чтобы начать совершать в храме богослужение, его нужно освятить. Сделать это может только епископ — так в Церкви называется высшая степень священнослужителя. Если в данном регионе епископов несколько, то освящение храма старший из них.
В ходе освящения епископ помазывает церковные стены святым миром — особым освященным маслом. Главным моментом освящения храма является устройство престола, деревянного или каменного стола, который сначала натирается святым маслом, а затем покрывается расшитой тканью. Перед престолом священник стоит всякий раз, когда служит. Именно на нем совершается главное православное богослужение — Литургия.
Престол назван так потому, что здесь, согласно православному преданию, невидимым образом присутствует Сам Христос — Спаситель и Господь мира. В нашей Церкви дотрагиваться до него могут исключительно священнослужители. А вот в Румынии даже у мирян бывает возможность к престолу прикоснуться.
Согласно традиции Румынской Церкви престол становится доступным для поклонения всем прихожанам в день освящения храма. Происходит это так. Освящение, как это и принято, совершает епископ. Он помазывает стены храма миром, облачает престол, затем совершает на нём первую Литургию.
В конце богослужения епископ встаёт с крестом в руках у престола и приглашает всех присутствующих на богослужении войти в алтарь. Все прихожане, не только мужчины, но и женщины, по очереди входят в алтарь. Они сначала совершают поклон перед престолом, целуют его, а затем целуют крест в руках у епископа. Вы не представляете — какая это для людей огромная радость! В Румынии традиция целования престола прихожанами в день освящения храма появилась не просто так.
Православные румыны воспринимают храм несколько иначе, чем в России. Согласно их представлению, за храм ответственность несёт не только священник, но и все прихожане. Румыны с большим желанием участвуют не только в богослужении. В румынских приходах имеются реально действующие попечительские советы, члены которых финансово поддерживают храм (чего у нас часто нет). У румын, абсолютное большинство постоянных прихожан, а не небольшая инициативная группа, как у нас, украшают свою церковь к празднику, убираются в ней, организовывают какие-то различные мероприятия.
Когда новый храм освящается и прихожане допускаются в алтарь для целования престола, это означает сразу две вещи. Первая — освящена общая для священника и прихожан святыня. Вторая — целуя престол, миряне как бы приносят присягу — дают Богу торжественное обещание заботиться о своем храме.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.