
В центре литовской столицы, города Вильнюса, есть исторический архитектурный комплекс Острая Брама. Устоявшееся польское название в переводе на русский означает Острые ворота. Это остаток крепости, окружавшей город в средневековье — каменная арка с часовней наверху. Здесь хранится старинный образ Божией Матери, который так и называется — Остробрамский.
Икона имеет внушительные размеры — двести на сто шестьдесят пять сантиметров. Богородица изображена без Младенца, в молитвенном сосредоточении. Её руки крестообразно сложены на груди, голова опущена, веки прикрыты. Считается, что Пречистая Дева представлена в момент Благовещения. То есть, в тот миг, когда архангел Гавриил возвестил Богоизбранной Отроковице, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя, а Она смиренно ответила: «Вот, я раба Господня, да будет мне по слову Твоему».
Остробрамская икона покрыта массивной драгоценной ризой. Над головой Божией Матери сияют сразу две короны, поставленные одна на другую. Эта деталь символизирует, что Пречистая Дева — Царица и на земле, и на небе. От лика веерообразно расходятся тонкие золотые лучи.
Имя создателя Остробрамского образа неизвестно. О происхождении реликвии существует несколько версий. Одна из них опирается на предание, что икона чудесным образом появилась на Острых воротах в 1431 году. Согласно второй, святыню прислал в Литву в четырнадцатом столетии византийский император Иоанн Палеолог. Это был подарок великому князю литовскому Ольгерду, когда тот принял крещение с именем Димитрий. По третьей версии, Остробрамская икона — трофей, захваченный Ольгердом в 1363 году во время победоносного похода на Херсонес Таврический. Сейчас на этой территории находится город Севастополь.
Какая бы из теорий о происхождении чудотворной иконы ни оказалась верной, очевидно — через эту реликвию Божия Матерь на протяжении многих веков являет верующим свою милость. Недаром почитание святыни распространилось далеко за пределы Литвы. В восемнадцатом веке списки Остробрамской иконы появились и в России. Есть основание полагать, что один из них — это образ Богородицы Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.
Сегодня перед чудотворной Остробрамской иконой молятся люди на всех языках. В том числе и на русском...
Все выпуски программы Небесная Заступница
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема