Лиддский образ Божией Матери именуется по названию иудейского селения Лидда — сейчас это израильский город Лод в двадцати километрах от Тель-Авива. Именно там было явлено нерукотворное изображение Пречистой Девы. Оно чудесным образом появилось на стене храма в первом веке. Этот образ можно отнести к иконографическому типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица держит Младенца Иисуса и указывает на Него рукой, как на истинный Путь спасения.
В четвёртом веке к власти в Римской империи пришёл противник христианства Юлиан Отступник. По его приказу образ Божией Матери в Лидде пытались уничтожить каменотёсы, но у них ничего не вышло. Под ударами топоров святое изображение лишь углублялось в стену.
В восьмом столетии Лидду посетил Константинопольский патриарх Герман. По его повелению иконописцы воспроизвели на доске точную копию нерукотворного образа Царицы Небесной. Святитель доставил реликвию в Византийскую столицу. Но там император-иконоборец Лев Исавр начал кампанию по уничтожению святых икон. Чтобы спасти Лиддский образ Богородицы от поругания, патриарх Герман опустил его с молитвой в море. Волны вынесли святыню к берегам неподалеку от Рима. Местные жители с благоговением приняли её и поместили в соборе Святого Петра. В девятом веке Византийский император Михаил Третий восстановил иконопочитание, и Лиддскую икону вернули в Константинополь.
К сожалению, и настенный нерукотворный образ в Лидде, и его первая иконописная копия не сохранились до наших дней. Лиддский храм в одиннадцатом веке разрушили войска египетского правителя Хакима, прозванного Безумным за свою жестокость. Икона, написанная по указанию патриарха Германа, таинственно исчезла из Константинополя в пятнадцатом столетии, незадолго до того, как город захватили турки.
Но сохранились многочисленные списки Лиддского образа. На Руси они распространились в шестнадцатом столетии. Один из самых древних пребывал в монастыре Бориса и Глеба в Ростове Великом. В 1928 году эту обитель закрыли, древняя Лиддская икона стала экспонатом Ростовского музея-заповедника, там она остается и поныне.
Борисоглебский монастырь возродился в конце двадцатого столетия. Иконописцы Троице-Сергиевой лавры создали для него точную копию утраченной святыни. И в этой иконе продолжается летопись нерукотворного образа Богородицы, явленного в Лидде в апостольские времена.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.
18 мая. О молитвах перед Образом Богородицы «Неупиваемая Чаша»
Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
О молитвах перед этим Образом Богородицы, — протоиерей Василий Гелеван.