Сады, парки и скверы в Самаре имеют особую ценность. Город наш степной и летом южные ветры несут бесконечные клубы пыли и песка. Мы с вами просто задохнулись бы, если бы не живой фильтр, заботливо создаваемый самарцами на протяжении столетий. Постепенно город заключили в зеленое кольцо Николаевский, Покровский, Вокзальный и, конечно же, старейший самарский сад – Струковский. Вы, кстати, знаете, почему он так называется?
Ответ простой – по фамилии первого владельца. В 1813 году генерал в отставке Григорий Струков купил участок земли на крутом берегу Волги и разбил здесь фруктовый сад. Григорий Никанорович частенько собирал в своем саду цвет самарского высшего общества и устраивал званые ужины с фейерверками.
В Струковской усадьбе останавливался даже Александр Первый во время своего путешествия из Симбирска в Оренбург. Дело в том, что в молодости Григорий Никанорович состоял у императора флигель-адьютантом и у них сложились доверительные отношения. Ночуя в доме Струкова на походной постели – соломе, покрытой ковром, - царь жаловался своему старому другу на меланхолию и делился желанием «удалиться от мирской суеты». Перед тем, как покинуть Самару, Александр Первый горячо помолился в храме Казанской иконы Божией Матери. Через год с небольшим он умер в Таганроге. Но загадочные обстоятельства его смерти послужили возникновению легенды, что царь инсценировал свою кончину, став скитальцем Христа ради под именем Федор Кузьмич.
В 1848 году Струковский сад достался титулярному советнику Обухову за относительно небольшие деньги. У дальнейшего развития событий есть разные версии: то ли город выкупил сад обратно, то ли Обухов подарил его городу… Неважно. Струковский сад стал городским, постепенно превратился в парк и начал расширяться – на средства городской казны выкупались окрестные частные владения. В саду построили так называемый «воксал» – здание, предназначенное для развлечений. В нем образовалось что-то вроде клубного общества, участвовать в котором можно было за небольшую плату. Доход от деятельности этого клуба позволил содержать садовника и сторожа. Вскоре в парке была устроена своя оранжерея и несколько парников, в которых выращивались цветы и овощи на продажу. Год от года парк выглядел все богаче и роскошней. Здесь появлялись все новые аллеи, беседки, павильоны и фонтаны. Со временем, у Струковского парка даже появилась своя особая миссия – большая часть средств, которые он приносил в казну, шла на благотворительность.
В советское время парк, естественно, был переименован в «Парк культуры и отдыха имени Горького». К счастью, недавно ему вернули прежнее название – «Струковский». Но в любые времена, под любым именем парк оставался излюбленным местом отдыха горожан.
20 мая. О святых Афона

Сегодня 20 мая. Собор преподобных отцов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
О святых Афона — игумен Лука (Степанов).
К сонму русских святых, святогорцев, относятся и славяне, принадлежащие соседним народам: Моисей Угрин, святитель Савва Сербский. Наибольшее количество из святых подвязалось в русском Пантелеимоновом монастыре, и список этих святых продолжается и в XIX веке.
В новейшие времена прославлены замечательные подвижники: Иларион Громов, священномученик, и Силуан Афонский, который в монастыре Пантелеимоновом закончил свою великую подвижническую жизнь. Эти святые, которые представились уже совсем недавно. Преподобные Кукша Одесский и Иов Угольский.
Так что сонм этих святых молитвенников об Отечестве нашем пополняется, и надеемся, что и сегодня подвизающиеся на святой горе Афон наши русские братья тоже являются преемниками той великой благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 мая. Об истории Жировицкой Иконы Богородицы

Сегодня 20 мая. Церковь чтит Жировицкую Икону Богородицы.
О её истории — священник Алексий Долгов.
Чудотворный образ Божьей Матери явился в 1470 году в местечке Жировичи на территории современной Беларуси.
Однажды пастухи в лесу увидели яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, и обрели на нём небольшую икону Божьей Матери. Образ они отнесли православному вельможе, который запер икону в ларец, из которого она чудесным образом исчезла. Через некоторое время пастухи опять обрели икону на том же самом месте, в лесу, и опять отнесли её вельможе. Но в этот раз он отнёсся к иконе благоговейно и дал обет построить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Около 1520 года деревянный храм, в котором находилась икона, сгорел, и она считалась утраченной. Однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, стали свидетелями чудесного явления: дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у неё была икона, которую все считали сгоревшей. Дети рассказали о своём видении взрослым, и вместе со священником жители отправились к горе, где на камне у зажжённой свечи стояла икона Божьей Матери. Когда на этом месте построили каменный храм, туда поместили чудотворный образ. Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавляло борьбу за чистоту православия против униатов и латинян. Но, несмотря на это, Жировицкая икона Божьей Матери пользовалась почитанием как среди униатов, так и среди католиков.
Во время Первой мировой войны икону Божьей Матери перевезли в Москву, но затем она была возвращена в Беларусь. Сейчас она находится в Успенском соборе Жировицкого монастыря Минской епархии. И по сей день Жировицкая икона Божьей Матери, находящаяся в монастыре, пользуется всенародным почитанием. К ней едут не только из Беларуси, но и из России, из других стран. И все люди, которые к ней приезжают, получают помощь Царицы Небесной.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 мая. О духовном смысле праздника Воспоминания явления на небе Креста Господня

Сегодня 20 мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме стало божественным ответом на преследование христиан, которое началось в царствование Констанция, сына равноапостольного императора Константина Великого. К сожалению, Констанций уклонился в арианскую ересь. И хотя к концу жизни этот император раскаивался в своем преследовании православных, но в описываемые церковным историком Созоменом события Констанций увеличил религиозные раздоры того времени.
Однако явление Честного Креста Господня, сиявшего неизреченным светом, оказало огромную духовную поддержку гонимым за истинную веру христианам. Несомненно, для тех, кто видел это явление, и для нас, живущих более чем через 1600 лет после описываемых событий, понятно, что Господь никогда не оставляет своих детей.
Испытания закаляют христиан, поэтому мы не избежим трудностей. Зато уверены, что Спаситель всегда помогает своей духовной силой страждущим. Вот слова Господа, записанные в Псалтыри: «Воззовёт ко мне, и услышу его: с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его».
Будем уповать на Господа и не бояться трудностей.
Все выпуски программы Актуальная тема