
Фото: Pavel Seliverstov / Unsplash
Жители Казанской улицы в Самаре обсуждали недавнее событие: «овдовевший купец Иван Плиханков женился во второй раз! "Мачеху в дом привёл", — сокрушённо качали головами женщины. — Каково-то будет Павлику жить с неродной матерью!»
Павлик, сын купца Плиханкова, стал сиротой в тот самый момент, когда появился на свет — 5 июля 1845 года. Его мать скончалась во время родов. Отец долго горевал. А потом встретил девушку, которая пришлась ему по душе и сердцу. Звали её Натальей — так же, как и покойную супругу. Сочтя такое совпадение добрым знаком, овдовевший купец решил жениться во второй раз. Опасения заботливых соседок оказались напрасными: новая хозяйка, благочестивая, верующая, добрая женщина, приняла Павлушу как родного сына. Пройдут годы. Павел станет монахом, будет жить в монастыре Оптина пустынь. Вся Россия узнает его как великого Оптинского старца Варсонофия. Церковь прославит его в чине преподобного.
Старец всегда с большим теплом вспоминал свою мачеху. «Она вполне заменила мне мать», — говорил он. И рассказывал, что так и называл её: мама, или ласково — мамася. Наталья научила Павлика первым молитвам. А когда по воскресеньям Павлуша за руку с мачехой шёл в храм на службу — это был для него настоящий праздник. Плиханковы много лет были прихожанами и щедрыми жертвователями городского собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. В этом храме, пяти лет отроду, Павлик стал прислуживать в алтаре. Отец и мать радовались и умилялись, глядя на сына во время Литургии. Паше, хоть и очень нравилось в храме, стоило большого труда вовремя проснуться к началу службы. С улыбкой старец Варсонофий вспоминал, как мать, чтобы поднять его с кровати, нарочно громко говорила горничной: «Ах, Павел-то ещё спит! Подай-ка холодной воды!».
Старец рассказывал: «Я моментально высовываюсь из-под одеяла. Говорю: "Мамася, я проснулся!" Ещё совершенно темно. Мы идём в церковь...».
Много времени Павлуша проводил и с отцом. Мальчик любил расспрашивать его о самых разных вещах. Однажды у них зашёл разговор о картине, которая висела в доме. На ней, по воспоминаниям старца, был изображён царь Пётр I. Перед ним стоял на коленях молодой человек. А рядом с ним — седоволосый старик. «Папа, кто они такие?» — спросил Павлуша. Отец отвечал, что юноша молит царя простить его старого родителя, который совершил какой-то проступок и теперь должен отправиться на каторгу и просит сослать его вместо отца. «Пётр Великий прослезился и сказал: "Освобождаю этого человека за то, что у него такой сын!" — рассказывал Павлуше отец. Старец Варсонофий говорил, что долго размышлял над этим рассказом и с тех пор стал в своих детских молитвах просить Бога за своих родителей.
А вскоре после разговора о картине произошёл удивительный случай. На лето Плиханковы выезжали за город. Под Оренбургом у них было небольшое имение. Однажды отец с сыном работали в саду. Вдруг, откуда ни возьмись, появился человек. По виду — странник. Он подошёл к отцу и, показывая на Павла, промолвил: «Помни — дитя твоё будет таскать души из ада!» Иван рассказал об этом необыкновенном случае супруге. Долго не могли они взять в толк, что бы значили слова прохожего странника. И решили положиться на Бога — как Он рассудит, так и случится.
Павлу тем временем исполнилось 9 лет. Он поступил в Полоцкую военную гимназию, а окончив её — в Оренбургское военное училище. Потом была служба в полку. Павел Иванович Плиханков квартировал в Оренбурге, куда перевёз и свою, теперь уже пожилую, мачеху — отец к тому времени скончался. Матери очень хотелось женить повзрослевшее чадо Она возила его по балам и званым обедам. Но Павел оставался равнодушным к красавицам и блеску светского общества.
И тогда Наталья вдруг вспомнила случай со странником и его пророческие слова. «Неужто Господь уготовил Павла на монашество?» — размышляла она.
Не суждено было увидеть матери, как в 1900 году её сын принял монашеский постриг в монастыре Оптина Пустынь. Натальи к этому времени уже не было в живых. Но и мать, и отец всегда были живы в сердце преподобного Варсонофия Оптинского. Он часто вспоминал своё детство в окружении любящих и любимых родителей, и называл его «милой, золотою порой».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема