
Фото: PxHere
Раннее зимнее утро. Я направляюсь к своей машине, она стоит на стоянке во дворе. На улице — трескучий мороз. «Заведётся или нет», — думаю я и кутаюсь в тёплый вязанный шарф. К счастью, мотор завёлся. Отлично! А вот у человека в автомобиле напротив похоже проблемы.
Присматриваюсь — это же мой сосед из квартиры этажом ниже. Как его зовут не знаю, он въехал в наш дом совсем недавно, но зато мы с ним уже успели повздорить. На прошлой неделе в его квартире целый вечер раздавались громкие голоса, смех, гремела музыка. Мне пришлось просить хозяина квартиры вести себя потише. Тогда он мне не очень вежливо ответил.
А теперь сосед направляется в мою сторону и просит о помощи: «Доброе утро, с подзарядкой не поможете? Аккумулятор сел». В полутьме, похоже, он меня не узнал. Я отвечаю: «Конечно, сядет, такой мороз». А сам раздумываю: «Помочь ему или нет?». Решаю, что надо помочь. «Провод есть?» — обращаюсь к нему. «Да в багажнике, сейчас достану». Я тем временем подгоняю свой автомобиль к его машине, и проводом мы соединяем два аккумулятора.
Пока идёт подзарядка, он спрашивает меня: «Вы же из 53-й квартиры?». «Всё же узнал, — думаю я и отвечаю, — да, я ваш сосед сверху». Он продолжает: «Извините меня за тогдашний случай, за бестактность. День рождения отмечал, пошумели немного». Я с пониманием киваю. Так происходит знакомство с новым соседом. Первая встреча была у нас не самая дружественная, но нас примирили морозы.
Текст Кирилла Брагина читает Василий Дахненко.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема