
Фото: Susan Q Yin / Unsplash
Вы, конечно, помните старые присловья: «глазам своим не верю» или «к этому невозможно привыкнуть» ... Почему-то считается, что они отражают не столько смыслы, сколько — эмоции. Не знаю, не знаю. Вот, разглядываю сейчас российское издание всемирно известного романа Достоевского «Идиот» выпущенного в 2018 году. На титуле читаю: «Издательство „Детская литература“, серия „Школьная библиотека“». Подивившись, открываю вступительное эссе пера Павла Фокина — просветителя и филолога, автора славной книги, о которой в эфире радио Вера есть, кстати, «Закладка» — «Достоевский: перепрочтение».
...Нынешний же текст Павла Фокина называется «„Задача безмерная“ или „Положительно прекрасный человек“ против Достоевского».
«Идиот» — самый невероятный роман в мировой литературе. Он написан неправильно. Не по правилам. Он уязвим с точки зрения теории жанра. В нём много «лишнего», много «случайного», много «странного». Главный образ неустойчив, мерцает, постоянно обновляется. Беспрерывно всплывают новые персонажи... Где железная авторская воля? Где скрепляющая целое мысль? Всё вперемешку!.. И тем не менее роман входит в число признанных шедевров мировой литературы... Он вызывает страстные споры. Притягивает к себе. Завораживает. В нём есть тайна, которая больше его. Она манит и тревожит.
Фрагмент из вступительного эссе к очередному изданию романа Достоевского «Идиот» нам читал автор этого предисловия — Павел Фокин. И читал, представьте, в стенах Музейного центра «Московский дом Достоевского», заведующим которого Павел Евгеньевич и является. Мы с автором — ровесники, и, воля ваша, но я никак не привыкну к тому, что могу читать предисловие к роману «Идиот», написанное рукою православного христианина. Ведь мы с Фокиным учились в своих ВУЗах ещё во времена таких дисциплин, как «История КПСС» и «Научный коммунизм».
В «Идиоте» Достоевский задался страшным вопросом: возможна ли Христова любовь без Христа? Посильна ли она для человека? Он придумал героя первородной невинности, вырастив, как в пробирке, существо безгрешное, почти бесплотное, положительно прекрасного человека. Он послал его к людям, дав ему силу любви Христовой. Но герой не справился с этим даром... Более того, оказалось, что любовь Христова без Христа непосильна и для людей, к которым она обращена. Она им не нужна!
Но нужна ли им тогда Христова любовь Христа? Этот вопрос нависает мучительной грозной тенью. Поверят ли люди в Христову любовь Христа? Когда Он придёт к ним вновь, как обещано. Или, как и две тысячи лет назад, отрекутся от Него, не поверят, распнут?.. Как отреклись от Христовой любви Мышкина, не поверив ей, повергнув несчастного в окончательное безумие. В беспросветный клинический идиотизм.
Из своего предисловия к новому изданию романа Достоевского «Идиот» читал Павел Фокин.
Ещё и ещё раз признаюсь Вам, друзья, что я испытываю почти блаженные чувства от того, что мои, например, дети, не знающие особенностей жизни в советское безбожное время, могут свободно купить в магазине книгу Достоевского в серии «Школьная библиотека» — с таким вот предисловием. И думать над ним — своей головою.... С вами был Павел Крючков, и — ещё несколько слов из текста Павла Фокина: самые последние фразы его замечательного вступления.
«Идиот» — роман неузнавания, непризнания, неверия. За духовную слепоту поплатились все. Шанс спастись остался только читателю. «Идиот» — роман-вызов. Победит зрячий — узнающий, признающий, верящий. И никто не погибнет.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема