В 1836 году в семье матроса Черноморского флота Лаврентия Михайлова родилась дочка. Всего через 18 лет о подвигах этой девочки заговорила вся Российская империя. При этом никто не называл настоящую фамилию девушки. Её знали как Дашу Севастопольскую.
Когда началась Крымская война Даше было 17 лет. Мать её давно умерла, девочку растил отец. В первый же месяц войны он пал смертью храбрых. Даша осталась одна. В день подхода вражеского флота к Севастополю она пошла на работы по укреплению родного города, который был очень плохо защищён. Оставаться дома Даша не могла, ведь лопаты в руки взяли даже маленькие дети.
Когда появились первые раненые, Даша устроилась в лазарет прачкой. Глядя на страдания солдат, за которыми некому было ухаживать, девушка вспоминала своего отца: он тоже умирал в муках, без врачебной помощи. Но что она могла сделать для этих несчастных? Решение пришло само: Даша поняла, что её святой долг ухаживать за ранеными. В те времена женщин на такую работу не брали. Тогда Даша продала родительский дом, купила лошадь, повозку, одеяла, бутылки с уксусом, отрезала косы и переодевшись в матросский костюм отправилась в самую гущу военных событий – на Альминское сражение. Говорят, что повозку Даши местные жители прозвали «каретой горя», на самом же деле это был первый передвижной мини-госпиталь.
Под грохот канонады, свист пуль, в дыму, задыхаясь от пыли, преодолевая страх, Даша пробиралась на поле боя и перевязывала солдат. Раненых было много, девушка бегала от одного к другому, забыв об опасности. Что и как делать ей подсказывала интуиция и знания, полученные от соседок. Так, например, простейшая дезинфекция ран производилась водой с уксусом. В условиях обороны Севастополя то, что делала Даша позже назвали «подвигом гуманизма». Ведь не хватало лазаретов, врачей, лекарств. Раненые лежали прямо на голой земле и часто, не дождавшись медицинской помощи, умирали. Поэтому появление Даши расценивалось как настоящее чудо. Солдаты не знали, что за ними ухаживает девушка, но и юному матросу в те дни перепадало столько слов благодарности, что хватило бы на целую жизнь.
Всю героическую оборону Севастополя Даша прослужила на перевязочных пунктах. Иногда отлучалась, чтобы вместе с другими женщинами отнести на бастионы воду и еду для бойцов. Уже давно была раскрыта «тайна матроса» и Даша работала в женском платье. За годы войны она получила такой огромный медицинский опыт, что ассистировала хирургам при сложных операциях. Раненые называли её «сестрой» и не позволяли другим фельдшерам перевязывать себя, занимая очередь к Даше и веря, что её чудесные руки исцелят любую рану. Когда закончилась война и Даша пришла прощаться со своими «ребятами», они подарили ей икону Спасителя. Образ преподнёс старый инвалид на деревянной ноге. Даша, рыдая, упала перед ним на колени. Она поняла, что солдаты отдали свои последние деньги, чтобы сделать ей этот бесценный подарок.
Легенды о бесстрашной девушке дошли до императора. Николай Первый был потрясён её мужеством. Он наградил Дашу золотой медалью с надписью «За усердие», хоть по статусу золота удостаивались только те, кто уже имел три серебряных медали. Кроме того, Даше выдали пятьсот рублей серебром. Ещё тысячу героиня получила через год в качестве приданого на свадьбу. Тогда же ей вручили ещё одну медаль «За защиту Севастополя».
Дарья Лаврентьевна прожила до 1910 года. Она даже успела сняться в художественном фильме «Оборона Севастополя». Финал этой картины режиссёры сделали документальным. И задействовали в нём участников той войны: четырнадцать ветеранов, среди которых всего две женщины - Елизавета СержбутОвская и сестра милосердия - Дарья Михайлова - Даша Севастопольская.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!