
Евр., 325 зач., X, 32-38.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не сомневаюсь, что большинство из вас, дорогие друзья, читали замечательную сказку Андерсена «Гадкий утёнок». Сегодня в храмах во время богослужения читается отрывок из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, в котором мы слышим нечто о раннехристианской общине, что позволяет провести ряд параллелей между этой сказкой и словами Писания.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Итак, что же общего между сказкой Андерсена «Гадкий утёнок» — и словами апостола Павла, которые мы только что услышали?
Первое — христиане — с точки зрения окружающих их людей — причём не имеет значения, хоть иудеев, хоть язычников, или даже внерелигиозных философов — «гадкие утята». Они — не «в ряду» прочих, они странны, непонятны, непрагматичны, излишне доверчивы и подозрительно добродушны. Одним словом — ненормальные. Апостол призывает своих последователей «не оставлять надежды», что несмотря на гонения, отвержение обществом и игнорирование — всё равно однажды они выпорхнут белым лебедем из опостылевшего мирского болота.
Второе — какой бы могущественной ни казалась среда, где в настоящее время живут христиане, — она сама по себе не может оказаться сильнее доброго произволения верных Христу, ищущих прежде всего Его святой воли. Первые христиане с точки зрения язычников выглядели не просто «ненормальными», но и откровенно безумными — когда отказывались бросить щепотку ладана перед статуей императора — в которого никто и так не верил, как в божество. То, что для язычников было лишь жестом толерантности к власть имущим, — для христиан вдруг оказалось настолько важным, что они готовы были расстаться с жизнью, лишь бы не предать свою веру. Апостол говорит — потерпите, ещё совсем немного — и вы получите особое, исключительное подтверждение свыше, от Отца Небесного, что правда — не за теми, кто смотрит на вас, как на сумасшедших, — а всё же за вами!
И, наконец, третье. Апостол говорит: «Праведный верой жив будет». Здесь хотелось бы напомнить другие слова апостола — «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». На примере «гадкого утёнка» легко понять глубокий смысл слов апостола: лебединая природа, пока ещё до конца не раскрывшаяся в птенце, и с точки зрения «уток» — неверующих обывателей — воспринимаемая как неполноценность и даже откровенное уродство — всё равно восторжествует. Христианская природа — это прежде всего милость и вера — которые для мира всегда тождественны слабости. Но в итоге именно они и оказываются победителями. Так же, как «гадкий утёнок» не должен унывать под улюлюканье окружающих над своим несоответствием их «стандартам» и ожиданиям — но твёрдо верить, что он станет лебедем, — так же и христианин призван пропускать мимо себя все упрёки и укоры в неадекватности — твёрдо держась верой за тот высший камертон подлинной человечности, который и принёс на землю Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер