
Илья Муромский
Много раз я встречал людей, которые молились в общественных местах. Например, в подземном переходе бабушка стоит и молитву читает, да так громко, что слышно на весь переход. Пожилые женщины, не доходя до храма, лишь завидев купола любимой церкви, начинают бить поклоны и прилюдно креститься. Глядя на это, мне становилось неловко, и в голове мелькало осуждение: «Зачем это надо делать при всех? Молитва —сугубо личное дело. Это общение с Богом, а они выставляют его на показ».
Я не понимал, какие эти бабушки счастливые люди, и как сильно ошибался я.
Есть в нашем храме Вознесения Господня в селе Сатино-Русское воскресная школа для взрослых. Каждое воскресение после службы собирается группа десять-пятнадцать человек, и мы разбираем с преподавателем Священное Писание.
Эти занятия регулярно посещает прихожанка по имени Людмила. После четырёх инсультов ей тяжело ходить, и без ходунков пришлось бы очень туго. Но, не взирая на жизненные трудности, Людмила постоянно приходит в храм на службы, часто причащается и всегда присутствует на воскресной школе. Она чуть ли не больше всех остальных участвует в бурных обсуждениях библейских тем, которые мы разбираем.
Есть у Людмилы одна черта характера, которая поначалу показалась немного странной, а потом вообще начала меня раздражать. Да так, что иногда я вставал из-за стола и выходил на улицу, делая вид, что мне позвонили по работе. Она часто произносила фразы: «Господи помилуй! Слава тебе, Господи! Слава тебе!»
Казалось бы, что тут такого? Разве это может раздражать? Да вот только Людмила произносила эти слова практически постоянно. Например, отстояли мы службу: «Слава тебе, Господи!», купили еды для совместной трапезы: «Слава тебе, Господи!», наконец-то пошел дождь: «Слава тебе, Господи!» Постоянно, по любому поводу, она громко и уверенно славила Бога.
Я это слушал и приходил в недоумение: «Да сколько можно это говорить? Ну, скажите, вы это про себя, пожалуйста! Мне это неинтересно!» Так продолжалось месяца два, пока в очередной раз я не вышел на улицу, еле сдерживая раздражение. И не начал анализировать свою реакцию.
«Вот, опять, заладила своё. У неё что, кроме Бога других радостей в жизни нет??!» И тут до меня дошло. Я только что вопросом ответил на свой вопрос. Она в этой суетливой жизни отсекла всё земное, и душа её принимает только Бога. Она с Ним постоянно, всегда и везде, и оттого по-настоящему счастлива. А я потонул в рутине и, выходит, просто завидую чужой радости, потому что Людмиле даже не нужно прилагать усилий, чтобы искренне улыбнуться в душе Богу и жить дальше. Она просто чувствует, что Он рядом: любит и слышит её.
Нам кажется, что для нормального и комфортного существования нужна квартира в центре города, машина, хорошая зарплата и вот тогда жизнь можно назвать полноценной. Но настоящее счастье не в этом. Оно здесь, совсем рядом.
Блаженный Августин говорил: «Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться». А наша прихожанка Людмила живёт с постоянной молитвой на устах. И жизненные трудности не сгибают её и не вгоняют в тоску. Она свою душу доверила Богу и потому счастлива.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О заступничестве Божьей Матери

Сегодня 20 октября. Церковь чтит Псково-Печерскую Икону Божией Матери «Умиление», явленную в 1524 году.
О заступничестве Божьей Матери — священник Захарий Савельев.
Псков являлся нашим неким форпостом западного края Руси. Именно поэтому сам образ Пресвятой Богородицы не раз был явлен милостью Божию во времена захватчиков с Запада.
Когда во времена нашествия Наполеона был осаждён Полоцк, псковичи боялись нашествия иноземцев и особенно усердно молились Божией Матери, спрашивая у неё заступничества. В 1581 году Стефан Баторий, пытавшийся осадить Псков, потерпел поражение, и православная традиция относится к молитвенному заступничеству Божией Матери, которое было явлено через эту чудотворную икону.
Так Господь устроил, что и этот чудотворный лик, находящийся в стенах Псково-Печерской обители, уцелел и в эпоху лихолетья XX века. Как мы с вами знаем, Псково-Печерский монастырь не закрывался во время Великой Отечественной войны и во время революции ни на один день.
И эта духовная преемственность позволила особенно сохраниться образу Божией Матери, который, как я уже сказал, находится в этом монастыре, и огромное количество паломников на протяжении уже нескольких веков притекают к образу Божией Матери, чтобы поклониться ей и спросить духовного заступничества.
Все выпуски программы Актуальная тема