
Илья Муромский
Много раз я встречал людей, которые молились в общественных местах. Например, в подземном переходе бабушка стоит и молитву читает, да так громко, что слышно на весь переход. Пожилые женщины, не доходя до храма, лишь завидев купола любимой церкви, начинают бить поклоны и прилюдно креститься. Глядя на это, мне становилось неловко, и в голове мелькало осуждение: «Зачем это надо делать при всех? Молитва —сугубо личное дело. Это общение с Богом, а они выставляют его на показ».
Я не понимал, какие эти бабушки счастливые люди, и как сильно ошибался я.
Есть в нашем храме Вознесения Господня в селе Сатино-Русское воскресная школа для взрослых. Каждое воскресение после службы собирается группа десять-пятнадцать человек, и мы разбираем с преподавателем Священное Писание.
Эти занятия регулярно посещает прихожанка по имени Людмила. После четырёх инсультов ей тяжело ходить, и без ходунков пришлось бы очень туго. Но, не взирая на жизненные трудности, Людмила постоянно приходит в храм на службы, часто причащается и всегда присутствует на воскресной школе. Она чуть ли не больше всех остальных участвует в бурных обсуждениях библейских тем, которые мы разбираем.
Есть у Людмилы одна черта характера, которая поначалу показалась немного странной, а потом вообще начала меня раздражать. Да так, что иногда я вставал из-за стола и выходил на улицу, делая вид, что мне позвонили по работе. Она часто произносила фразы: «Господи помилуй! Слава тебе, Господи! Слава тебе!»
Казалось бы, что тут такого? Разве это может раздражать? Да вот только Людмила произносила эти слова практически постоянно. Например, отстояли мы службу: «Слава тебе, Господи!», купили еды для совместной трапезы: «Слава тебе, Господи!», наконец-то пошел дождь: «Слава тебе, Господи!» Постоянно, по любому поводу, она громко и уверенно славила Бога.
Я это слушал и приходил в недоумение: «Да сколько можно это говорить? Ну, скажите, вы это про себя, пожалуйста! Мне это неинтересно!» Так продолжалось месяца два, пока в очередной раз я не вышел на улицу, еле сдерживая раздражение. И не начал анализировать свою реакцию.
«Вот, опять, заладила своё. У неё что, кроме Бога других радостей в жизни нет??!» И тут до меня дошло. Я только что вопросом ответил на свой вопрос. Она в этой суетливой жизни отсекла всё земное, и душа её принимает только Бога. Она с Ним постоянно, всегда и везде, и оттого по-настоящему счастлива. А я потонул в рутине и, выходит, просто завидую чужой радости, потому что Людмиле даже не нужно прилагать усилий, чтобы искренне улыбнуться в душе Богу и жить дальше. Она просто чувствует, что Он рядом: любит и слышит её.
Нам кажется, что для нормального и комфортного существования нужна квартира в центре города, машина, хорошая зарплата и вот тогда жизнь можно назвать полноценной. Но настоящее счастье не в этом. Оно здесь, совсем рядом.
Блаженный Августин говорил: «Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться». А наша прихожанка Людмила живёт с постоянной молитвой на устах. И жизненные трудности не сгибают её и не вгоняют в тоску. Она свою душу доверила Богу и потому счастлива.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих отношениях с Богом, человек нередко спрашивает себя, почему он рождается в мире смертных и духовно несовершенных существ? Да, Адам и Ева согрешили, но он не может быть ответственен за их поступок. Почему же это как будто бы происходит? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Однажды, читая книгу по религиоведению, я наткнулся на такую фразу представителя одной из нехристианских религий: «В отличие от христиан, мы не верим, что все люди нравственно ответственны за грех первой пары людей. Каждый человек ответственен перед Богом только за свои личные грехи». Я очень смутился, если не сказать возмутился этими словами, потому что я как христианин тоже не верю, что Бог наказывает всё человечество за грех двух первых людей. Нести последствия чего-то и быть наказанным за что-то — это разные вещи. Скажем, часть декабристов была выслана в ссылку, где у них родились дети. Дети родились в сложных условиях, которые наложили отпечаток на всю их жизнь, но никак нельзя сказать, что кто-нибудь считал их виновными в поступках их отцов.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного утверждения: будучи врагами, люди примирились с Богом посредством смерти Его Сына. На первый взгляд звучит оно довольно странно, ведь мы не чувствуем себя врагами Бога. Но имеется в виду, конечно, не буквальная вражда с Богом, а неготовность и нежелание жить по Его воле. Например, старшему сыну Адама и Евы Каину Бог прямо говорит: «грех у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Однако вместо отвержения греха, Каин его совершает. В свою очередь Спаситель был во всём послушен Отцу даже до смерти. И те, кто отрекаются от противостояния Богу, через крещение приобщаются Его жизни и усыновляются через Него Отцу, Который так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного для спасения мира.
Но почему же человек грешит? Почему противостоит Богу, порой даже не зная о Его существовании? Апостол пишет, что «грехом одного человека в мир вошла смерть, которая перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». На первый взгляд может показаться, что все стали умирать, согрешив в Адаме, совершив нравственный выбор вместе с ним. Однако такой смысл, характерный для западных и некоторых современных русских переводов, не следует из греческого первоисточника. Читая греческий текст, восточные отцы говорили, что грех первого человека стал не только его личным поступком, но и заразил человеческую плоть смертностью, тленностью и страстностью. Эта болезнь греха вошла в саму природу человеческой плоти, которая с того момента располагает каждого потомка Адама и Евы к противостоянию Богу. Итак, входя в мир, мы противостоим Богу, с одной стороны, потому что наследуем падшую природу, а с другой, потому что сами с возрастом выбираем иную сторону, увлекаемые миром сим.
Впрочем, благовестие апостола Павла на то и благовестие, что на противостоянии Богу всё не заканчивается. По его мысли, как все стали умирать из-за Адама, так же все могут получить жизнь во Христе. Более того, для Павла благодать, которую мы можем получить через Христа, Бог-Отец подаёт нам с избытком.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Даша будет ходить! Давайте ей поможем

У Даши Коваленко серьёзные двигательные нарушения. В шесть месяцев, когда другие дети обычно начинают сидеть, она только-только училась держать голову.
Сейчас девочке уже семь. Это очень ласковый и светлый ребёнок. Она умеет сидеть, говорить и самостоятельно есть. Даша следует по жизни с музыкой — любит петь. Ходить она пока не умеет, зато научилась прекрасно плавать и нырять. И это доставляет ей огромную радость. Более того, находясь в воде, когда её тело становится легче, Даша шаг за шагом ступает по дну бассейна, что вызывает у неё ещё больший восторг.
Развиваться и крепнуть физически Даше здорово помогают реабилитации. Вот уже несколько лет родители возят её в один и тот же медицинский центр. Именно там у Даши появилось много новых достижений. И теперь есть реальная возможность научиться ходить не только в воде. Оплачивать дорогостоящие занятия для дочери семье Коваленко не всегда удаётся. Поскольку Даше нужна постоянная забота, мама всё время находится рядом с ней и работает только отец девочки. Поэтому семье необходима поддержка.
Недавно их взял под опеку фонд «Мои друзья». Чтобы Даша вновь смогла отправиться на важный курс восстановительного лечения, фонд открыл для неё сбор. Если вы хотите принять в нём участие и помочь Даше Коваленко уверенно шагнуть в будущее, переходите на сайт: Мои друзья.Орг и оставьте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первый Вселенский Собор о Церкви». Георгий Захаров

У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о постановлениях Первого Вселенского Собора, связанных с устройством и жизнью Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер