В начале 2014 года на экраны страны вышел фильм Алексея Германа по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Книга поднимает непростой вопрос об обратном воплощении, о том, как бы чувствовал себя человек, оказавшись на месте мудрого и милосердного Бога, хватило бы ему терпения и любви? Ведь как правило, мы мало задумываемся о том, как Богу живется с нами, что стоило вывести нас на должный нравственный и социальный уровень. Даже в тяжелой жизненной ситуации человеку более свойственно предъявлять Богу претензии, обвинять Его в том или ином несчастье. Мы даже придумали целую богословскую науку, которую назвали «теодицеей», то есть богооправданием, где, используя нравственные и житейские аргументы, пытаемся оправдать Бога перед лицом человеческого горя.
Впервые эта тема появляется в библейской книге Иова, где главный герой, ветхозаветный праведник Иов, после тяжелейших жизненных испытаний, выпавших на его долю, слышит от своих друзей слова о том, что Ему нужно проклясть Небо, так как с таким несправедливым Богом жить тяжело. И впервые, книга Иова обращается к своему читателю с вопросом, что мы знаем о судьбах Божиих и устройстве этого мира, о том, как все устроено, для того, чтобы судиться с Творцом?
Стругацкие же предприняли попытку посмотреть на привычные нам вещи с другой метафизической стороны. Нечто подобное проделывал и Клайв Стейплз Льюис в своих «Письмах Баламута», где опытный бес дает инструктаж по соблазнению людей, через что писатель показывает тончайшие духовные ошибки. «Трудно быть Богом» поднимает тему. Если можно так выразиться, «раскаивающегося Бога». Эта тема не раз встречается в Ветхом Завете. Уже в шестой главе книги Бытия читаем: «раскаялся Господь, что создал человека на земле и воскорбел в сердце своем» (Быт.6:6). Эта же тема повторяется в книге Царств, при описании царя Саула: «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар.15:35). Даже в Евангелии можно встретить слова Спасителя о том, что по человеческой Своей природе Ему не так уж и просто с людьми. Помните в Евангелии от Матфея, когда ученики не смогли исцелить бесноватого, Господь произносит страшенные слова: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). В своем толковании на это место святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда же говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними». Ужасные слова, тяжелые, слова, о которых мы мало задумываемся, но о которых задумались Стругацкие.
Повесть Стругацких, пожалуй, первая в мировой литературе попытка поразмыслить о том, каких усилий и терпения стоило Богу нравственное воспитание людей, приведение их к достойному уровню цивилизованной, культурной жизни. А чтобы тема лучше воспринималась читателем, Стругацкие ставят на место Бога ученого.
Действие книги происходит на далекой планете, в государстве Арканар, куда с земли пребывает главный герой дон Румата. Арканар пока еще очень отсталая планета, переживающая смутные и мрачные времена. Власть захватили люди, преследующие мало-мальски умных людей и всех, кто способен на нравственное чувство. Лесть, интриги, жестокость – основные характеристики жителей. Цель же экспедиции землян - наблюдать за аборигенами и ждать, пока они повернутся в сторону гуманизма, гигиены и морали. Основное требование – ни во что не вмешиваться. Поэтому благородный дон Румата вынужден пассивно наблюдать за развратом и кровавой вакханалией, в которой погибают люди, достойные иной жизни. Герой повествования осознает, насколько трудная роль у бога – терпеть, прощать и любить людей, которые пока еще безнравственные и отсталые. «Здесь нужно быть боровом, а не богом», - кричит Румата в гневе. «Подумать только! – продолжает он, - до сих пор вся Земля воображает, что самыми сложными проблемами занимается нуль-физика»… В Арканаре Румата начинает понимать, что самая сложная задача для человека – нравственная.
Конечно, у Стругацких была амбициозная задача - показать человека в роли бога. Но смысл в том, что в произведении нет никаких богов, ни одного. Все одинаковы. Потому что более развитые технологии и огромный багаж знаний не делают даже дона Румату творцом. Ему временами становится трудно оставаться человеком, а не то, что быть богом. Убивают возлюбленную дона Руматы, и его терпению приходит конец. Он срывается и идет мстить, рубя по дороге всех подряд. Получается, что благородный дон Румата такой же примат в душе, как и остальные жители Арканара. И никакой научно-технический прогресс, и светлое будущее не способны его нравственно изменить. Все это делает фильм Германа чем-то очень безнадежным для будущего, но очень ценным для понимания настоящего.
«Трудно быть богом» можно было бы отнести к разряду авторских фантазий, если бы не умение братьев Стругацких через фантастику поднимать важнейшие нравственные темы. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом. Однако дон Румата абсолютный антипод Христа. Разочаровавшись в людях, дон Румата улетает домой, на землю. Христос же, столкнувшись со злом во много раз превосходящим то, что выпало на долю Руматы, восходит на Крест. Он не отверг человечество, Он отдал Себя до предельного истощения ради его исправления и спасения. Потому что Он подлинный Бог, любящий Своих детей даже в самой грязной и неблагодарной обстановке. Вот в чем смысл названия фильма и одноименной книги. Быть Богом действительно трудно. Потому что Он должен не только ждать, терпеть и наблюдать, но действовать, верить и отдавать Себя за жизнь мира. Человеку это не возможно, Богу же возможно всё...
Алексей Юрьевич Герман снимал свой последний в жизни фильм как своеобразное напоминание о том, из какой «тени смертной извёл нас Господь» (Пс. 4:22) и насколько непостижима, по человеческим меркам, мера Его милосердия, терпения и любви.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема








