
«Почему ты ходишь в церковь? Что ты там нашла?» — спрашивали меня друзья в самом начале воцерковления. Я пыталась объяснить и им, и себе, но получалось многословно и непонятно. А однажды ответила кратко: «В церкви я дома».
В эфире городского радио Екатеринбурга за мной была закреплена пятница, а в выходные радио не работало. Странно, но в девяностые такое бывало. Я приглашала к микрофону педагогов, философов, артистов, музыкантов... Считалось, что в пятницу вечером можно и расслабиться, пожить чем-то не особенно важным, не проблемами политики и экономики, как в предыдущие дни недели.
Для меня ценным собеседником казался каждый, кто способен жить не заботами о наполнении собственного холодильника, а чем-то иным. Разумеется, с моей подачи в эфире звучали и голоса различных сектантов, что просто наводнили страну в те годы. Позже я каялась в этом на исповеди. А тогда действительно не ведала, что творила.
Но вот в чём штука: когда при подготовке радиопрограммы о каком-то очередном гуру и его учении я приходила на собрание общества, где произносились речи-проповеди, где производились какие-то манипуляции, мне очень скоро становилось тошно, хотелось выйти вон — на свободу, в обычную жизнь. Я продолжала уважать своих героев, но для себя знала: это не моё.
А однажды в очень-очень грустном настроении зашла в православный храм, в Вознесенскую церковь в центре города. Она только открылась тогда после периода гонений. Я совершенно не понимала, что там делать. Не понимала, что делают эти люди, чьи спины я вижу перед собою, почему они все просто стоят и молчат, а у некоторых в руках свечи. Ни слова не понимала из того, что пели какие-то голоса. Но мне стало не просто хорошо, а безмятежно счастливо. До такой степени, что из глаз полились слёзы. Я стояла недалеко от входа, не приближаясь к этим людям. Потом уже сообразила, что я вошла во время службы. Ничего не понимала. Кроме одного: я дома!
С тех пор прошло много лет. И всякое случалось со мною в стенах храма, конечно. Меня классически осуждали старушки за то, что приходила в джинсах, а юбки у меня просто не было. Я падала в обморок от духоты в многочасовой очереди на исповедь Великим постом... Ещё какие-то неприятные случаи можно вспомнить, да стоит ли? Всё это сущие мелочи по сравнению с главным ощущением: я дома!
И церковь как здание, и Церковь как собрание людей, верующих во Христа, — это мой дом. Особое чувство покрова, защищённости любовью Отца Небесного я не испытывала более нигде...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема