1 Сол., 270 зач., IV, 13-17.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Насколько полно человек должен быть информирован обо всём, что происходит с его телом? Например, Гиппократ считал, что врач может обманывать пациента, если понимает, что так для него будет лучше. А что по этому поводу думают христиане? Отчасти на этот вопрос помогает ответить отрывок из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Сообщать ли больному о его состоянии, если оно неминуемо ухудшается. Вопрос многим покажется спорным. С одной стороны, ориентируясь на западные нормы, некоторые специалисты считают, что о плохих перспективах и возможной близкой смерти человеку не просто можно, но и нужно сообщать. В рамках прагматичного и делового подхода к жизни причины подобной практики довольно просты: человек должен успеть навести порядок в своей финансовой жизни, раздать долги, расплатиться с кредитами и т.д. Христианство подходит к этому вопросу с другой стороны. Хотя мы за честные и ответственные отношения человека с другими людьми, для нас представляются не менее важными честные и ответственные отношения человека с самим собой. И начинаются они с того, что он призван трезво и рассудительно посмотреть на свою жизнь. Конечно, без того, чтобы видеть всё в черном цвете, но и без бегства от правды в самообман. На практике это значит, что с религиозной точки зрения человеку полезнее знать правду, потому что реальность может побудить его к покаянию и примирению с близкими людьми. Иногда люди смущаются от такого подхода, считая, что больному и так трудно и печальная новость может усугубить его страдания, однако как ни скрывай — люди смертны. И выбирая между временной печалью и вечной радостью христианин, конечно, призван склонится ко второму. Тем более, что весть о смертности нашего тела — это не единственная правда, которую христиане сообщают человеку. Гораздо важнее для них та надежда, о которой пишет апостол Павел в послании, которое сегодня звучит в храмах, — надежда на воскресение мёртвых. Именно она позволяет христианам не скорбеть о смерти так, как скорбят прочие люди. Конечно, мы не радуемся смерти, ведь и Христос, когда пришёл на гроб своего друга Лазаря, прослезился. Но мы знаем, что смерть — это не конец. Причём не только в смысле бессмертия души, но в смысле физического воскресения тела.
Объясняя суть этой веры, апостол Павел подчёркивает, что она укоренена в вере в воскресение Христа. Восстав из гроба, Он не был подобен призраку, Его руки, ноги и раны можно было потрогать. Он даже мог есть, что подтверждало абсолютную реальность воскресения. Эта реальность стала для учеников основанием веры не только в Его личное воскресение, но и в воскресение любого человека, когда-либо родившегося и жившего на земле.
И сегодня, в день сугубого поминовения усопших мы, как ученики Христовы, призваны не только сами верить в грядущее воскресение мёртвых, но и свидетельствовать о своей вере перед лицом мира, который погряз в суете жизни и панически боится смерти. В нашем лице, как в лице воскресшего Христа, мир должен обрести надежду.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.