
Фото: Kelli McClintock / Unsplash
Стройная девушка в белом платье скользила по льду. Она словно парила над ним, едва касаясь лезвиями коньков. Молодой парень любовался плавными, изящными движениями фигуристки. Сам он катался совсем по-другому: резко, порывисто, стремительно. Вот и сейчас, стоило сделать движение, как он буквально налетел на незнакомку в белом платье. Извинился. Она улыбнулась в ответ: мол, ничего, бывает. А через несколько минут они снова столкнулись. «Каток слишком маленький», — развёл руками юноша. «Но ведь кроме нас на льду больше никого нет», — смеясь, заметила девушка. «Тогда, наверное, это судьба», — ответил молодой человек. И оказался прав. Так в 1954 году, в Москве, впервые встретились будущие первые олимпийские чемпионы Советского Союза по фигурному катанию и супруги, чей брак продлился 60 лет — Олег Протопопов и Людмила Белоусова.
В тот день они ушли с катка вместе. Отправились гулять по городу. Рассказывали друг другу о себе. Оказалось, что оба не представляют жизни без фигурного катания. Людмила рассказала, как несколько лет назад посмотрела австрийский кинофильм «Весна на льду», и упросила маму купить ей коньки как у главной героини. Олег, смеясь, поведал, как поначалу пытался выполнять фигуры... в хоккейных коньках. Белоусова была москвичкой, Протопопов приехал в столицу на несколько дней из Ленинграда. Назавтра ему нужно было уезжать домой. Прощаясь, молодые люди договорились не терять друг друга из вида. Они обменялись адресами и стали переписываться. Когда выпадала возможность — созванивались «по межгороду», из кабинок переговорного пункта. Прошло совсем немного времени, и Людмила с Олегом поняли, что полюбили друг друга. Однажды Протопопов набрал номер Белоусовой и решительно сообщил девушке, что больше не может без неё жить. «Переезжай в Ленинград. Будь моей женой», — сказал он.
Они поженились в 1957 году. Хотя оба к тому моменту уже были довольно известными в СССР фигуристами, денег занятия спортом не приносили. Поэтому первые годы семейной жизни оказались непростыми в бытовом плане. Порой им банально не хватало средств на продукты. Людмила делилась с Олегом своими бесплатными талонами на питание в студенческой столовой Института железнодорожников, где в то время училась. Семейным гнездом стала девятиметровая комната в коммуналке. Но всё это не могло помешать безграничному счастью молодожёнов. Друзья, близко знавшие супругов, говорили, что они идеально дополняли друг друга не только на льду, но и в жизни. Тихая, спокойная Людмила уравновешивала вспыльчивого, экспансивного Олега.
По вечерам, включив старенькую радиолу, взятую напрокат у друзей, Олег и Людмила разучивали новые танцевальные движения. Они готовили собственную программу, с которой собирались покорить чемпионский пьедестал. «Грёзы любви» — так Протопопов и Белоусова назвали свой танец на льду под музыку любимых композиторов — Сергея Рахманинова и Ференца Листа. Почти все их последующие выступления будут в той или иной степени вариацией на эту первую ледовую программу. Мировая спортивная пресса писала об исключительной гармоничности танца Белоусовой и Протопопова. О том, как тонко воплощают они на льду образ возлюбленных. Впрочем, как раз это и не составляло для фигуристов большого труда — ведь они действительно трепетно и нежно любили друг друга. Супруги завоевали золото двух Олимпиад — 1964-го года, в австрийском Инсбруке, и 1968-го, во французском Гренобле.
А в 1979 году Протопопов и Белоусова приняли непростое решение — эмигрировать в Европу. Они поселились в небольшой швейцарской деревеньке Гриндельвальд. Там и прожили, не разлучаясь, всю оставшуюся жизнь. Занимались любимым делом: участвовали в ледовых шоу, преподавали фигурное катание молодёжи. В последний раз супруги вместе вышли на лёд, когда Олегу Алексеевичу исполнилось 83 года, а Людмиле Евгеньевне — 80 лет. И публика, как много лет назад, стоя аплодировала их гармоничному и прекрасному танцу, наполненному безграничной любовью друг к другу.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема