— Посмотрите, Маргарита Константиновна, картина называется «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца». Значит, здесь, в Зимнем дворце, был храм?
— Он и поныне существует Настенька. Сейчас церковь Нерукотворного образа Спасителя, что изображена на полотне художника Алексея Тыранова — часть музейного комплекса «Государственный Эрмитаж». Как и весь Зимний дворец, в котором мы находимся.
— А мы можем пойти в этот храм?
— Конечно. Я дала ребятам из нашей туристической группы полчаса свободного времени. Сейчас они соберутся, и я отведу вас.
— Ура! Там так красиво!
— Да храм великолепный! Он был построен в середине восемнадцатого века по проекту замечательного зодчего Бартоломео Растрелли. Архитектор придал интерьеру церкви необычайную пышность — это прекрасно видно на картине Алексея Тыранова. На стенах и потолке — обилие позолоченной лепнины, витиеватых архитектурных украшений. Взгляни, как причудливо оформлена алтарная перегородка. Прорези для икон в ней и круглые, и овальные, одни вытянуты по горизонтали, другие по вертикали. А пространство между ними украшено фигурками ангелов и растительным орнаментом. Всё это создаёт впечатление праздничности. Такой стиль называется русское или, иначе, елизаветинское барокко.
— А почему елизаветинское?
— Потому что это архитектурное направление возникло во время правления царицы Елизаветы Петровны. Растрелли проектировал Зимний дворец как резиденцию государыни. И храм Спаса Нерукотворного был домовой церковью императорской фамилии.
— Там молилась царская семья?
— Да. Алексей Тыранов на своей картине показал Большую церковь во время богослужения — видишь, священник в голубой ризе выходит центральными вратами из алтаря, дьякон напротив него возглашает молитвы. А слева у иконостаса стоят высочайшие особы. Тут и взрослые, и дети.
— А кроме них в храме в основном военные в мундирах. Почему?
— Потому что Алексей Тыранов писал свою картину в 1830 году, во время царствования Николая Первого. Тогда на Дворцовой площади ежедневно проходили вахтпарады — военные церемонии построения. По воскресным и праздничным дням офицеры, участвующие в этом действе, должны были присутствовать на службе в Большой церкви Зимнего дворца. При этом им предписывалось надевать парадные мундиры.
— Значит, в жизни всё было совсем так, как нарисовал художник?
— Да, полотно «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» предельно реалистично. Алексей Тыранов не мог себе позволить творческую вольность. Он учился в Императорской академии художеств, когда получил высочайшее поручение запечатлеть фрагмент царского обихода. Студент понимал, что это шанс показать себя, получить определённый статус. Он работал с фотографической точностью и получил за свою картину большую золотую медаль. А спустя семь лет скрупулёзность изображения императорской домовой церкви стала особенно ценной.
— Почему?
— В Зимнем дворце случился пожар. И работа Алексея Тыранова сослужила добрую службу архитектору Василию Стасову, который восстанавливал храм из пепла.
— А сейчас храм похож на тот, что был до пожара?
— Благодаря картине Алексея Тыранова «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» у каждого посетителя есть возможность самому ответить на этот вопрос. Через несколько минут ты сама увидишь храм и сравнишь его с изображением начала девятнадцатого века. Ребята уже собрались, и мы отправляемся в заповедный уголок Зимнего дворца — в церковь Нерукотворного образа Спасителя.
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.