
— Посмотрите, Маргарита Константиновна, картина называется «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца». Значит, здесь, в Зимнем дворце, был храм?
— Он и поныне существует Настенька. Сейчас церковь Нерукотворного образа Спасителя, что изображена на полотне художника Алексея Тыранова — часть музейного комплекса «Государственный Эрмитаж». Как и весь Зимний дворец, в котором мы находимся.
— А мы можем пойти в этот храм?
— Конечно. Я дала ребятам из нашей туристической группы полчаса свободного времени. Сейчас они соберутся, и я отведу вас.
— Ура! Там так красиво!
— Да храм великолепный! Он был построен в середине восемнадцатого века по проекту замечательного зодчего Бартоломео Растрелли. Архитектор придал интерьеру церкви необычайную пышность — это прекрасно видно на картине Алексея Тыранова. На стенах и потолке — обилие позолоченной лепнины, витиеватых архитектурных украшений. Взгляни, как причудливо оформлена алтарная перегородка. Прорези для икон в ней и круглые, и овальные, одни вытянуты по горизонтали, другие по вертикали. А пространство между ними украшено фигурками ангелов и растительным орнаментом. Всё это создаёт впечатление праздничности. Такой стиль называется русское или, иначе, елизаветинское барокко.
— А почему елизаветинское?
— Потому что это архитектурное направление возникло во время правления царицы Елизаветы Петровны. Растрелли проектировал Зимний дворец как резиденцию государыни. И храм Спаса Нерукотворного был домовой церковью императорской фамилии.
— Там молилась царская семья?
— Да. Алексей Тыранов на своей картине показал Большую церковь во время богослужения — видишь, священник в голубой ризе выходит центральными вратами из алтаря, дьякон напротив него возглашает молитвы. А слева у иконостаса стоят высочайшие особы. Тут и взрослые, и дети.
— А кроме них в храме в основном военные в мундирах. Почему?
— Потому что Алексей Тыранов писал свою картину в 1830 году, во время царствования Николая Первого. Тогда на Дворцовой площади ежедневно проходили вахтпарады — военные церемонии построения. По воскресным и праздничным дням офицеры, участвующие в этом действе, должны были присутствовать на службе в Большой церкви Зимнего дворца. При этом им предписывалось надевать парадные мундиры.
— Значит, в жизни всё было совсем так, как нарисовал художник?
— Да, полотно «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» предельно реалистично. Алексей Тыранов не мог себе позволить творческую вольность. Он учился в Императорской академии художеств, когда получил высочайшее поручение запечатлеть фрагмент царского обихода. Студент понимал, что это шанс показать себя, получить определённый статус. Он работал с фотографической точностью и получил за свою картину большую золотую медаль. А спустя семь лет скрупулёзность изображения императорской домовой церкви стала особенно ценной.
— Почему?
— В Зимнем дворце случился пожар. И работа Алексея Тыранова сослужила добрую службу архитектору Василию Стасову, который восстанавливал храм из пепла.
— А сейчас храм похож на тот, что был до пожара?
— Благодаря картине Алексея Тыранова «Интерьер Большой церкви Зимнего дворца» у каждого посетителя есть возможность самому ответить на этот вопрос. Через несколько минут ты сама увидишь храм и сравнишь его с изображением начала девятнадцатого века. Ребята уже собрались, и мы отправляемся в заповедный уголок Зимнего дворца — в церковь Нерукотворного образа Спасителя.
«Пополнение»

Фото: PxHere
Как-то ранним утром я решила искупаться в реке, что недалеко от нашей дачи — взбодриться, пока дети спят. Дорога проходит мимо лодочной станции, где живёт одноглазый ротвейлер по кличке Джеки.
Приблизилась к его будке, и заметила, что пёс там не один. С ним ещё три его уменьшенные копии — щенята. «Интересно, а где мама малышей?» — задалась я вопросом, но подходить ближе не решилась.
Прошла мимо, поплавала в прохладной реке и скорее домой — сообщить детям хорошую новость.
— Представляете, Джеки стал папой, — радостно произнесла я, когда вошла в дом и увидела, что дети уже проснулись.
— В смысле? — ответили в унисон мои десятилетняя дочь и двенадцатилетний сын, — Ты хотела сказать: «Стала мамой»?
Немая пауза и взрыв детского хохота.
— Мама! Ты столько лет ходишь мимо лодочной станции, но всё это время думала, что Джеки — мальчик? — уточнил сын, едва сдерживая смех.
— Ладно, — ответила я, краснея. — Новость-то всё равно хорошая. Не хотите сходить — посмотреть на щенят?
Дети с радостью согласились. И когда пришли на место, хозяин Джеки — сторож лодочной станции — предложил нам забрать одного щенка. Для остальных он уже нашёл хозяев.
Так в нашей семье случилось пополнение. Мы назвали его Чарли. Теперь, когда я возвращаюсь домой с работы, он встречает меня с тапками в зубах. Эта его привычка здорово отвлекает от мирских забот и суеты. И ещё я заметила, что рядом с ним муж и дети стали мягче и терпимее.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема