
Католическая церковь отделилась от Православной в середине 11 века. Несмотря на образовавшийся разрыв с католической христианской традицией, православные продолжают почитать западных святых, живших до раскола 1054 года. Наиболее известными западными святыми, которых чтит Православная Церковь, являются блаженный Августин, святой Амвросий Медиоланский, святой Бенедикт Нурсийский. Особое место занимает в этом ряду святая Женевьева Парижская.
Святая Женевьева родилась в пятом веке в Галлии, на территории современной Франции, и прожила свою жизнь в Париже. Женевьева прославилась различными добродетелями. Особое почтение со стороны парижан возникло к ней после того, как она предсказала спасение города во время нашествия Атиллы. Еще при жизни святая Женевьева считалась покровительницей Парижа, а после смерти Женевьевы ее мощи стали почитаться парижанами как великая святыня.
Специально для хранения мощей святой Женевьевы в 18 веке король Франции Людовик ХV построил новый огромный храм в центре Парижа. К сожалению, данный храм не исполнил своего предназначения. Из-за начавшейся великой французской революции мощи Женевьевы не перенесли туда, а в ходе антирелигиозной борьбы их прилюдно сожгли революционеры. Сохранилась лишь небольшая частица мощей, которую удалось спасти католическим монахиням. Храм, построенный Людовиком, стал именоваться Пантеоном. В начале революционеры посвятили его выдуманному ими культу божественного разума, а затем сделали местом захоронения знаменитых людей.
Несмотря на случившиеся печальные события, почитание святой Женевьевы не прекратилось. Французские католики спасли также гроб святой. Гроб и сохраненная частица мощей поместили в храм Сент-Этьен-дю-Мон, расположенный рядом с Пантеоном, где и пребывают по сей день.
В двадцатом веке почитание святой Женевьевы было поддержано православными христианами-эмигрантами, оказавшимися во Франции из-за коммунистических гонений. Наибольшую роль в деле развития Православия на французской земле сыграли русские эмигранты. Они и представители иных Православных Церкви стали молиться святой Женевьеве как покровительнице той страны, в которой им суждено было обрести новый дом.
Ярким выражением благоговейного отношения к святой Женевьеве со стороны русских православных стало посвящение этой святой домового храма Русской семинарии в Париже, открытой в 2009 году. В семинарском храме есть две иконы святой (одна в самом храме, другая в его притворе), её имя постоянно поминается во время богослужения. Студенты семинарии регулярно посещают и храм Сент-Этьен-дю-Мон, где молятся перед её мощами. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что память о святой Женевьеве живет на французской земле — и во многом благодаря православным христианам.
Все выпуски программы Вселенная православия
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема