
Грузия — страна с очень древней христианской историей. Грузия приняла христианство на целых шесть веков раньше России. Это произошло благодаря миссии святой Нины, проповедь которой покорила сердца древних иверийцев. Можно с уверенностью сказать, что Грузия как государство образовалась именно благодаря христианству. На протяжении своей христианской истории грузины свято хранили православную веру. Даже в годы советской власти атеистическая идеология не нашла отклика в грузинском народе.
Тем не менее искренняя приверженность Грузии Православию долгое время не находила отражения в официальном символе страны — государственном флаге. Вернее так, до вхождения Грузии в состав Российской империи в 19 веке у грузин имелся флаг с изображением креста. Но он был упразднен вместе с государственной независимостью страны. До революции 1917 года Грузия была частью Российской империи и не имела собственного флага, затем страна вошла в состав СССР. В этот период у Грузии флаг имелся, но был очень похож на советский. После 1991 года Грузия ввела собственный флаг, но он был исключительно светским — тёмно-красное полотнище с чёрно-белым участком в верхнем правом углу.
В 2004 году Грузия восстановила флаг, который отражает приверженность страны к христианству. Теперь флаг Грузии — прямоугольное полотнище белого цвета, в центре которого изображен большой красный крест, а в четырёх углах — одинаковые красные крестики.
Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что пятикрестный флаг имелся в Грузии уже в шестом веке. Доподлинно известно, что большой красный крест на белом фоне был знаменем святого царя Вахтанга I Горгасали, защитника грузинского народа и великого полководца. Под своим крестным флагом царь Вахтанг успешно воевал с персами.
То, что пятикрестный флаг был официальным знаменем Грузии, находит подтверждение в карте братьев Пиццигани 14 века, где Тбилиси обозначен особым значком — пять крестов на белом фоне.
Что же символизирует собой флаг Грузии? Большой красный крест заимствован с исторического флага упомянутого Вахтанга I Горгасали и подчеркивает связь современной Грузии с древней Иверией. Этот же большой прямоугольный крест и четыре малых креста, расположенные по углам, символизируют Спасителя Иисуса Христа и четырёх апостолов-евангелистов. Красный цвет, который используется для изображения крестов, олицетворяет мужество, отвагу и честь грузинского народа. А белый фон — его благородство. Современные грузины очень гордятся своим флагом и считают его лучшим выражением православного мировоззрения своего народа.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 92. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы смотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Сможете ли вы вспомнить, каким очень ярким, но непривычным для современного слуха словом царь Иван Грозный описывает открывающийся перед ним с балкона многоэтажки вид Москвы? Именно это слово и является ключевым для всего 92-го псалма, который читается сегодня в храмах за богослужением, — давайте послушаем.
Псалом 92.
1 Господь царствует; Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утверждён искони: Ты — от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силён в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Конечно же, вы догадались: «Лепота!» — возглашает царь, окидывая взглядом столицу Советского Союза середины 70-х годов 20-го века. «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — так начинается 92-й псалом на церковно-славянском. Само слово «лепота» очень непросто перевести на русский язык. Ни «красота», ни «благовидность», ни «величие» не передают всего сложного аккорда смыслов, которые сложились в одно слово. Давайте попробуем их разобрать.
Но зайдём с прямо противоположной стороны. Что такое «нелепость», «нелепый» — более или менее нам понятно. Это — неуместный, глупый, несуразный, бессмысленный, негармоничный. «Леп» — прилагательное, обозначающее «красивый, изящный, ладный». Если заглянуть ещё глубже, в праиндоевропейский корень — то «лип», «леп» будут глаголами со значениями «мазать, лепить, прилипать, приставать, создавать форму руками, формировать нечто гармоничное». Лепка — отсюда же, хотя не всякую лепку язык повернётся назвать «лепотой». В санскрите это корень «lip» — с теми же значениями, плюс «окрашивать», «присоединять». Наше слово «прилепить» — именно отсюда и пошло.
Смотрите, как интересно: в древних языках сам процесс творения, художественного созидания руками из податливого материала уже был «лепотным» — то есть само творчество изнутри себя имеет мощный заряд красоты, гармонии и благородства. С точки зрения языка, невозможно быть «нелепым творцом»: коль уж ты творец, то обязательно — «леп!»
Вот именно перед этой истиной и раскрывает в словах псалма царь Давид свой восторг перед Богом как Творцом: Он — не просто «леп», Он — «велико-лепен», «благо-лепен», «ладен» — то есть не только «гармоничен», но и «приятен». И в своём творении Он проявляет себя не как страшная, грозная, ни на что не похожая сила и воля — но именно как «космос», как гармония, как красота. Однако для любой красоты что не менее важно? Правильно, чтобы был тот, кто ей бы восхищался! Это приводит псалмопевца в ещё больший восторг: всё творение — это один огромный Храм Бога, великая Святыня, Его Дом — который — обратим на это особое внимание! — создан так, чтобы мы, человеки, могли его воспринимать, любоваться им и вдохновляться. Бог создал этот мир не только качественно и величественно — но и — «ладно», «человеко-ориентированно». Одна только в нём есть загвоздка: это мы с вами. Будем же стараться, чтобы и в нашей жизни, следуя заповедям, всё постепенно тоже на-лаживалось на правильный, Божественный лад!
Псалом 92. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 92. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 92. На струнах Псалтири
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Свидетель покаяния. Наталья Сазонова

Наталья Сазонова
Не так давно я слушала в храме проповедь митрополита Каширского Феогноста о неосуждении ближних. Меня поразила высказанная им мысль:
«Не спешите осуждать! Мы видим, как человек грешит, но как он потом кается видит только Бог».
Я тогда подумала, что сложно сразу представить кающимся того, кто только что на твоих глазах совершил зло. Первая моя реакция совсем другая: строгая критика и осуждающий вердикт. Но однажды я стала свидетелем истинности слов владыки.
Как-то возвращалась с работы домой. На остановке вместе со мной в автобус зашёл молодой человек. В руках он держал бумажный стаканчик с ароматным кофе. Я села недалеко от водителя, а юноша занял свободное место в конце салона. Двери закрылись, и мы поехали. Вдруг водитель обратился к кому-то по громкой связи: «Пассажир на заднем сидении, поднимите, пожалуйста, с пола стакан!»
Буквально через минуту около водительской кабины появился тот самый парень.
Он вспыхнул возмущением. С первых же слов начал говорить c шофёром грубо, на повышенных тонах, оправдывать себя, что случайно уронил, при выходе бы поднял. Зачем делать замечания? Водитель пытался вежливо остановить парня, объяснял и свой резон. Мол, весь мусор, оставленный пассажирами, приходиться убирать водителю. Но молодой человек не унимался, а вскоре уже оба не выбирали выражений. Наконец их перепелка закончилась, и пассажир вернулся на место.
Мне стало страшно от происшедшего. Во-первых, опасно, когда за рулём раздражённый человек. А во-вторых, ссора этих людей погрузила всех остальных в атмосферу зла. Оно как будто повисло в воздухе.
Я невольно перекрестилась: «Господи, помилуй!»
Прошло минут десять, автобус продолжал движение. Вдруг к кабине водителя снова подошёл зачинщик ссоры.
Я ужаснулась: «Неужели опять!?» И тут произошло неожиданное.
— Хочу извиниться! Я Вас оскорбил, я не прав! Простите меня!
Он произнёс эти слова громко, чётко, решительно, хотя было заметно, как ему нелегко.
Не расслышала, что именно ответил ему шофёр, но говорил он явно в примирительном тоне. Парень ушёл.
И вот тут я вспомнила слова владыки Феогноста: «Мы видим, как человек грешит, но не видим, как кается».
Я ведь во время той ссоры сразу осудила молодого человека. Он стал для меня тогда источником зла, причиной испорченного настроения и потерянного мира. И пока я мысленно обвиняла во всем этом парня, он, оказывается, каялся в своём поступке. Да потом ещё публично извинился.
Когда я рассказала об этом случае своему духовному отцу, он в назидание мне привёл слова преподобного Аввы Дорофея: «Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние нет!»
Действительно, как часто я выношу строгий приговор окружающим, не думая, что к одному злу добавляю другое — клевету! Человек может уже давно раскаялся в своём проступке, исправился, а его всё продолжают обвинять, осуждать перед другими людьми, тем самым клевещут на него, оговариваю.
Дай мне, Господи, видеть свои согрешения и не осуждать ближнего!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение