Если посмотреть на самарский парк «Воронежские озера» с высоты птичьего полета, то увидишь три водоема - словно три лепестка огромной голубой лилии. Этот «цветок» рукотворный. В девятнадцатом веке здесь, в Промышленном районе Самары, самом густонаселенном сегодня, а прежде окраинном, находились только купеческие дачи и сады Самарского сельскохозяйстве
Почему озера «Воронежские»? Свое имя им подарила улица, расположенная неподалеку, а ее в свою очередь так называли потому, что во время войны в Куйбышев из Воронежа был эвакуирован авиационный завод. Это было далеко не единственное российское предприятие, которое обрело в тяжелую годину прибежище на самарской земле. Большинство из них разместились к юго-востоку от центра города, здесь же стали селиться многочисленные рабочие и служащие, прибывшие вместе с заводами, чтобы обеспечить их работоспособност
Появлялись новые улицы, немногочисленные старые обретали иной облик и имена. Так, бывшая Памирская, что тянулась до середины прошлого века между дачных участков, в шестидесятых стала звучно называться Ново-Загора. Памирской она именовалась вовсе не в честь среднеазиатских гор, а по сорту вкуснейших яблок, произраставших в окрестных садах. А вот новое название, действительно, имеет географическое происхождение – улицу в Куйбышеве нарекли в честь Болгарского города Ново-Загора, в освобождении которого от турков принимали самое активное участие ополченцы из Самары. Улица Ново-Загора и сейчас представляет собой своеобразный мемориал русско-болгарско
В семидесятых годах новостройки подступили вплотную к прудам. Прямо над водоемами возвели целый комплекс девятиэтажек, для этого пришлось вырубить сады. Были и другие потери – строительство торгового комплекса нарушило систему грунтовых вод, и одно озеро пересохло – ведь прежде их было четыре.
А вот двухсотлетние дубы старинного парка уцелели. Живы и озера – в них по-прежнему водится рыба. Правда, рыбаки утверждают, что не тот нынче пошел карась, но людей с удочками на берегах меньше не становится. Не покинули привычных мест обитания и дикие утки, в начале лета на водной глади вновь будет резвиться новый выводок. Если захотите увидеть эту трогательную картину, садитесь на тридцать седьмой, сорок седьмой или семидесятый автобус – и айда до улицы Воронежской!
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема












