
Татьяна Любомирская
Несколько лет назад мы с подругой были в паломнической поездке в Израиле. Люди собрались разные, но по большей части врачи, так как организатор поездки сам был известный доктор. Для меня, имеющей отношение к медицине только в качестве пациента, было огромным удовольствием слушать их профессиональные разговоры и случаи из практики. И чем больше я слушала, тем больше убеждалась, что самая «волшебная» сфера нашей жизни ‒ это именно медицина.
Был среди наших паломников один очень именитый доктор, хирург, путешествующий с женой и тещей. Несмотря на многочисленные звания и награды, в жизни он оказался простым и приятным человеком. Запросто общался с каждым из нас, не делая различий по статусу, образованию и возрасту. Разговаривать с ним было необычайно интересно. В семье его очень любили. Я впервые видела, чтобы теща относилась к зятю с таким благоговением и трепетом.
Этот врач посещал с нами все святые места, уважительно крестился и прикладывался к святыням. Но в частной беседе он признался, что не считает себя религиозным человеком, и что поехал только из-за жены. «Правда, — добавил он, смеясь, когда мы вечером большой компанией пили чай, — после одного случая из моей практики я уже не могу сказать, что не верю в Бога».
И врач рассказал свою историю. Я не поняла или могла спутать медицинские подробности, но зато запомнила самое главное:
— Мы делали операцию одному мужчине, — говорил он. — Операция очень сложная, тяжелая. И в какой-то момент произошла остановка сердца. Пришлось делать прямой массаж, качать сердце вручную. Мы с коллегой делали это без остановки, сменяя друг друга, около часа. Ассистенты говорили, что всё бесполезно, прошло столько времени. Даже если сердце чудом запустится, мозг не сможет функционировать. Кто захочет такое существование?
Мы продолжали качать. Двое моих коллег уже покинули операционную. По всем медицинским законам это была смерть. Отчаявшись, я вдруг вспомнил молитву, которую моя мама в детстве заставила меня выучить наизусть. Это была молитва «Отче наш». Я никогда не считал себя верующим, сам не знаю, почему мысленно произнес слова этой молитвы, и... сердце заработало.
Мы закончили операцию, но, несмотря на это, я не чувствовал радости от спасения жизни. Коллеги были правы. После такой длительной остановки сердца мозг уже не сможет функционировать по-прежнему. Утром, совершая обход пациентов, я нарочно оттягивал момент, когда мне придется навестить моего «воскресшего». Что скажут его родные, когда поймут, что вместо живого человека я смог спасти лишь тело?
У палаты интенсивной терапии меня встречала улыбающаяся медсестра.
— Как он? — Спросил я, отводя взгляд и уже зная безнадежный ответ.
— Зайдите, сами увидите, — неопределенно ответила она.
Я вошел в палату. Человек, который пережил почти часовую остановку сердца и фактически смерть мозга, сидел на постели и читал газету.
Доктор закончил рассказ. Улыбнувшись своим воспоминаниям, он одним глотком допил оставшийся в кружке чай. Мы молча смотрели на него.
— Скажите, — наконец спросила я, — Но почему вы продолжали качать сердце, когда все медицинские законы говорили о том, что наступила смерть?
И тут я впервые увидела недоумение в его глазах.
— Почему? — переспросил он, — ну потому, что я еще мог качать. Если есть силы, надо ведь что-то делать, правда?
С той нашей встречи с врачом прошло уже несколько лет, а мне до сих пор вспоминается эта удивительная история. И она придает мне сил, когда кажется, что на мои молитвы нет ответа. День за днем, год за годом ты просишь о чем-то очень важном для тебя, но ничего не происходит. А где-то человек, который считал себя неверующим, произносит короткую молитву, и случается чудо, опровергающее все медицинские законы!
Вот уж воистину, Дух дышит, где хочет! Но из этой истории я сделала для себя еще один вывод: если уж ты просишь, так делай, делай и сам всё, что в твоих силах! Качай сердце до онемевших рук, стучи, чтобы тебе отворили, ищи, чтобы обрести. А Господь, если на то есть Его воля, поможет совершить тебе решающий шаг.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Церковное предание» — это выражение постоянно звучит из уст церковных проповедников. Оно регулярно встречается в религиозной литературе. Авторитеты православной традиции не перестают напоминать верующим, что для спасения души необходимо придерживаться церковного предания. Не стоит отступать от него. Но что такое церковное предание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Обращаясь к христианам города Коринф, апостол Павел напоминает им о Евангелии и призывает их строго придерживаться его. Из его слов следует, что это необходимо для спасения. Евангелие для Павла не книга, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа. Когда он писал это послание, такой книги ещё не было. Евангелие — это нечто, что Павел передал коринфянам. Отсюда и происходит слово «предание». Предание — нечто переданное. И для апостола Павла это переданное — синоним слову «Евангелие». Что же такое передал апостол коринфянам? Что же он понимает под Евангелием и преданием?
С одной стороны, это определённая информация. Так Павел упоминает о смерти Христа за грехи людей, о Его погребении и воскресении, о Его явлении апостолам, о том, что всё это произошло в точности так, как предсказывали древние пророки. Затем он вспоминает о событиях, произошедших в Церкви после вознесения Спасителя. О том, как проповедь христианского учения распространялась по Палестине. Об организации первых общин. О своём собственном приходе в Церковь. Одним словом, Павел под преданием понимает то, что мы можем прочитать в священных книгах, услышать от авторитетных священников и проповедников. Это факты священной истории и вероучительные истины.
Однако, с другой стороны, предание — это не только информация. В заключительных строках прозвучавшего отрывка, Павел несколько раз использует слово «благодать». Он говорит о том, что именно благодаря благодати он есть тот, кто он есть. Иными словами, именно благодать Божия направила события жизни апостола в необходимое русло. Благодаря ей он имеет возможность обращаться к Церкви с проповедью, а церковные общины могут слушать эту проповедь на пользу себе. Чтобы и дальше продолжать двигаться ко спасению верным путём. И это радостный факт. Он означает, что Бог продолжает помнить о Своих людях. Что Он участвует в их судьбах самым непосредственным образом. Ведёт каждого по этой жизни за ручку, словно родитель ребёнка.
В этом и заключается благая весть. Именно так с греческого языка переводится слово «Евангелие». Евангелие в том, что жизнь наполнена благодатным присутствием Бога. Он к нам ближе, чем мы даже можем представить. В полноте ощутить это присутствие стало возможно благодаря жизни, смерти и воскресению Спасителя, а также проповеди апостолов. Именно этот радостный опыт ощущения присутствия Творца апостол и передает верующим. Именно о нём он им непрестанно напоминает. Вот это и есть церковное предание. Это не просто сумма религиозных текстов. Это не просто свод ритуалов и обрядов. Не просто набор умозрительных богословских и философских абстракций. Предание — это образ мысли и жизни в Духе Святом. Спаситель вдохнул его в Своих учеников, а те передают нам. Этот Дух продолжает действовать в Церкви. И в полноте Он становится плотным, ощутимым и переживаемым, когда каждый из нас во всех своих делах, в своей личной ситуации начинает воплощать в жизни заповеди Христова Евангелия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.15:1-11) и Евангельского (Мф.19:16—26) чтений в двенадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Флора и Лавра, иконы Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса), пророка Самуила, священномученика Иринея Лионского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
707 человек получили помощь фонда «Ясное дело», пусть добрых историй будет больше

Супруги Надежда Ильинична и Александр Петрович живут в любви и согласии вот уже 43 года и все невзгоды преодолевают вместе. У них свой дом, где чисто, тепло и светло, на стенах развешаны иконы, на столе постелена новая скатерть и лежат сладости к чаю. А ведь ещё недавно такая жизнь казалось им недоступной.
Пару лет назад им пришлось оставить родное село в зоне боевых действий и отправиться в Луганскую Народную Республику. В первые дни после эвакуации пенсионеры ночевали в одной из школ, в спортзале, а потом их устроили в общежитие. Там было сыро и холодно, от переживаний у Надежды Ильиничны случился инсульт. Александр Петрович её выхаживал. Его забота и любовь помогли женщине восстановиться.

Полтора года семья жила без пенсии. Оформить её самостоятельно не получилось, возникли проблемы с документами. Александр Петрович смог найти работу в сельской местности. Платили немного, но это хоть как-то выручало семью.
Однажды о супругах узнали сотрудники благотворительного фонда «Ясное дело». Они смогли восстановить документы пенсионеров и оформить выплаты. Кроме этого, помогли им приобрести небольшой участок земли вместе с домом и огородом. Так, шаг за шагом, Александр Петрович и Надежда Ильинична наладили жизнь заново. Сотрудники фонда поддерживают с ними связь и иногда заезжают в гости. Супруги всегда радушно встречают их с чаем и ароматными пирогами.
За такими добрыми историями стоит огромный труд и слаженная работа: юристов, социальных кураторов, волонтёров и не только. С 2022 года помощь фонда «Ясное дело» получили 707 человек. Поддержите работу проекта и его команды, чтобы как можно больше людей в беде обретали возможность начать новую жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов