В храме, где я когда-то пела, среди прихожан была немолодая супружеская чета − люди истово верующие, не пропускавшие ни одного воскресного богослужения или церковного праздника. Когда поешь на клиросе, редко получается общаться с кем-то из прихода: мы стоим на балконе, а люди внизу. Но с этой семейной парой мы как-то быстро сошлись и познакомились. Они были настоящим оплотом нашей церкви. Часто устраивали угощение для прихожан по случаю какого-нибудь праздника, организовывали чаепития для воскресной школы, помогали в нуждах храма. Позже мы узнали, что много лет назад в этой семье произошла трагедия: погиб их ребенок. В память о нем, и от полноты щедрого, любящего сердца эта супружеская пара творила изобильную милостыню. Их участие в жизни церкви до сих пор является для меня примером.
И вот однажды, на Радоницу, после Литургии супруги поднялись к нам на клирос и застенчиво предложили поехать с ними на кладбище, спеть на могиле их сына какие-нибудь пасхальные песнопения. Мы немного растерялись: отслужить панихиду или литию — это понятно и привычно. А вот пасхальный концерт на кладбище? Такого с нами еще не бывало. Тем не менее, мы, конечно, согласились. Выбрали произведения из нашего репертуара, немного порепетировали и поехали.
Был очень теплый майский день, мир был залит ликующим солнечным светом, и на душе сияла пасхальная радость. Но несмотря на Радоницу, людей на кладбище было не так много. Мы с певчими окружили ухоженную могилу мальчика. Его родители, любовно прошептав сыну несколько слов, тихо присели на скамейке, и мы начали наш концерт.
А теперь я скажу вещь, которую в полной мере поймут только музыканты. Для жизни музыкального произведения обязательно нужен слушатель. Музыкант как никто другой чувствует энергию зала, настроение людей, их симпатии и антипатии. Он черпает слушательское внимание, подпитывается им как батарейка и отдает в сто крат больше эмоций и переживаний. Это ощущение, когда чувствуешь отклик, знаешь, что тебя слушают, не перепутаешь ни с чем.
И вот там, на кладбище, среди мраморных крестов и безликих надгробий я ощущала кожей: нас слушают. Мы окружены бессмертными душами, которые слышат наши пасхальные песнопения, радуются им и, быть может, беззвучно подпевают вместе с нами «Христос Воскресе из мертвых». Никогда, ни на одном концерте, даже в переполненном зале, я не чувствовала внимание слушателей так остро. Это же отметили и другие хористы, когда мы возвращались домой. Мы были просто переполнены эмоциями и еще долго обсуждали наше удивительное выступление на кладбище.
И знаете, это был момент абсолютной и совершенной уверенности в том, что у Бога нет мертвых. Что наш мир не отделен от Божьего непреодолимой стеной. Всё где-то здесь, очень близко. И те, кого мы любили, тоже где-то здесь и слышат нас. Может быть, в Пасхальные дни эта грань между нашими мирами особенно тонка, ведь Христос победил смерть и даровал нам грядущее воскресение.
И какая же это радость — знать, что однажды мы обязательно увидим и сможем обнять наших родных и близких, которые ушли к Господу чуть раньше нас.
Я твердо верю: так и будет.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.