
Татьяна Любомирская
В храме, где я когда-то пела, среди прихожан была немолодая супружеская чета − люди истово верующие, не пропускавшие ни одного воскресного богослужения или церковного праздника. Когда поешь на клиросе, редко получается общаться с кем-то из прихода: мы стоим на балконе, а люди внизу. Но с этой семейной парой мы как-то быстро сошлись и познакомились. Они были настоящим оплотом нашей церкви. Часто устраивали угощение для прихожан по случаю какого-нибудь праздника, организовывали чаепития для воскресной школы, помогали в нуждах храма. Позже мы узнали, что много лет назад в этой семье произошла трагедия: погиб их ребенок. В память о нем, и от полноты щедрого, любящего сердца эта супружеская пара творила изобильную милостыню. Их участие в жизни церкви до сих пор является для меня примером.
И вот однажды, на Радоницу, после Литургии супруги поднялись к нам на клирос и застенчиво предложили поехать с ними на кладбище, спеть на могиле их сына какие-нибудь пасхальные песнопения. Мы немного растерялись: отслужить панихиду или литию — это понятно и привычно. А вот пасхальный концерт на кладбище? Такого с нами еще не бывало. Тем не менее, мы, конечно, согласились. Выбрали произведения из нашего репертуара, немного порепетировали и поехали.
Был очень теплый майский день, мир был залит ликующим солнечным светом, и на душе сияла пасхальная радость. Но несмотря на Радоницу, людей на кладбище было не так много. Мы с певчими окружили ухоженную могилу мальчика. Его родители, любовно прошептав сыну несколько слов, тихо присели на скамейке, и мы начали наш концерт.
А теперь я скажу вещь, которую в полной мере поймут только музыканты. Для жизни музыкального произведения обязательно нужен слушатель. Музыкант как никто другой чувствует энергию зала, настроение людей, их симпатии и антипатии. Он черпает слушательское внимание, подпитывается им как батарейка и отдает в сто крат больше эмоций и переживаний. Это ощущение, когда чувствуешь отклик, знаешь, что тебя слушают, не перепутаешь ни с чем.
И вот там, на кладбище, среди мраморных крестов и безликих надгробий я ощущала кожей: нас слушают. Мы окружены бессмертными душами, которые слышат наши пасхальные песнопения, радуются им и, быть может, беззвучно подпевают вместе с нами «Христос Воскресе из мертвых». Никогда, ни на одном концерте, даже в переполненном зале, я не чувствовала внимание слушателей так остро. Это же отметили и другие хористы, когда мы возвращались домой. Мы были просто переполнены эмоциями и еще долго обсуждали наше удивительное выступление на кладбище.
И знаете, это был момент абсолютной и совершенной уверенности в том, что у Бога нет мертвых. Что наш мир не отделен от Божьего непреодолимой стеной. Всё где-то здесь, очень близко. И те, кого мы любили, тоже где-то здесь и слышат нас. Может быть, в Пасхальные дни эта грань между нашими мирами особенно тонка, ведь Христос победил смерть и даровал нам грядущее воскресение.
И какая же это радость — знать, что однажды мы обязательно увидим и сможем обнять наших родных и близких, которые ушли к Господу чуть раньше нас.
Я твердо верю: так и будет.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Роль и служение Патриарха в Русской Православной Церкви;
— Встреча Президента В.В. Путина с волонтерами в Курской области;
— Как раскрывается человек, в том числе христианин, во время интервью;
— Ф.М. Достоевский — актуальность в современном мире.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 23.05.2025». Алексей Соколов, Тамара Захарова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Алла Митрофанова, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— Всероссийская неделя семьи «7яФест»;
— Материал «Академии журнала «Фома» об И.С. Бахе — христианские смыслы в музыке;
— Тайна женской природы — женские образы в Евангельской истории;
— Школьные олимпиады, образование и христианское воспитание детей.
Сиротки

Жил когда-то один человек. Жена у него умерла, и остался он с двумя маленькими сыновьями. Человек этот кормился тем, что ставил верши — рыболовные снасти, сделанные из бамбука, да ловил на них рыбу в реке.
В лес и на рыбалку он всегда брал с собой старшего сына, а младшего оставлял присматривать за домом. Мальчику очень хотелось узнать отцовское ремесло, и однажды он упросил, чтобы его тоже взяли в лес.
Во все глаза он смотрел и запоминал всё, что делает отец, пока его старший брат только об обеде думал.
Через какое-то время отец заболел умер. Остались братья круглыми сиротами, все припасы съели и обнищали вконец.
— Бедные мы сиротки! Мы с тобой ещё слишком малы, и сами не можем заработать на кусок хлеба,— сказал тогда старший брат. — Остаётся нам с тобой ходить по белу по свету и подаяние просить.
— Не по мне это,—возразил младший брат. — Руки и ноги у нас целы, голова на плечах есть. Покуда отец был жив, не знали мы с тобой ни забот, ни печали. Пора нам тоже заняться отцовским ремеслом.
— Сказать по правде, я ничего не умею, — признался старший, — Лучше будем просить милостыню: кто-нибудь да подаст корочку.
— В нашем роду никто никогда не побирался, и мы не будем, — сказал младший брат, — Отец оставил нам нож для рубки бамбука. Я видел, как он делал верши и ловил рыбу в реке. Не вешай голову, у нас тоже получится!
На следующий день младший брат нарубил в лесу бамбука, сделал вершу, наловил рыбы, а старший брат её вкусно пожарил. Хорошо стали жить наши сиротки! Часть рыбы они продавали соседям, а на вырученные деньги покупали рис и соль.
Но вот как-то младший брат начал размышлять вслух:
— Наш отец умел только рыбачить. А почему бы нам с тобой и зверя не ловить? В лесу водятся олени и дикие кабаны. Я видел, как охотники в лесу ловушки на зверя делают, и постарался всё запомнить.
Отправились братья в дальний лес, куда и человеческая нога не ступила. Соорудил младший брат ловушку на крупного зверя из бамбука и диких лиан. И что вы думаете? Попался в его ловушку слон — запутался, никак выбраться не может.
Испугались братья — что же им с такой громадиной делать? — а слон вдруг заговорил человеческим голосом:
— Не убивайте меня, я вам верой и правдой служить буду, любую работу делать...
Вернулись мальчики в деревню верхом на слоне.
А ведь слон, считай, это живой подъёмный кран, каждому в хозяйстве нужен. На нём можно любые тяжести таскать, деревья корчевать, бревна из воды вытаскивать, поэтому владельцы слона всегда безбедно живут.
Говорят, из той кампучийской деревни и пословица пошла: «Кто учится смолоду, под старость не будет знать голода».
(по мотивам кампучийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки