
Татьяна Любомирская
Мой день рождения в конце ноября, и с тех пор, как я переехала в Москву, это утро я стараюсь начинать с Литургии и Причастия. В моем родном городе такой возможности не было, так как в единственном храме службы проводились только по выходным и по большим праздникам. Но в столице верующие имеют огромное счастье причащаться в любой день, благо что во многих храмах Богослужения совершаются ежедневно.
Я люблю будничные службы. Нет обычной, неизбежной при большом количестве людей суеты. И всё же именно в свой день рождения мне почему-то всегда хотелось побывать на праздничной Литургии, послушать большой красивый хор, ощутить особую радость, которая бывает на торжественных Богослужениях. Такое вот, может быть, детское желание праздника как-то неосознанно мелькало у меня в голове, хотя я знала, что исполнить его будет сложно. Святой, чья память отмечается в этот день, в России малоизвестен. Я знала, что зовут его Григорий, но святых с этим именем много. Вряд ли в городе существует храм именно в его честь.
Господь сам привел меня в такой храм. И привел благодаря моей любимой подруге Маше, которая называет себя атеисткой. А я уверена, что она пока что ищет Бога, но обязательно найдет.
Дело было под Рождество. Я собиралась пойти на ночную Литургию в ближайший к дому храм и пригласила Машу составить мне компанию, будучи почти на сто процентов уверенной, что она откажется. Ночь, мороз, длинная служба... Кому из атеистов захочется простоять на ногах несколько часов, засыпая на ходу?
Но подруга неожиданно согласилась. Ей стало интересно, как проходят христианские Богослужения.
— А куда мы пойдем? — Спросила она.
— Я планировала идти в храм рядом с домом, — сказала я.
— Ну нет, это не интересно. Пойдем в совершенно новую церковь, где ты еще не была! Вот, давай выберем, — Маша открыла электронную карту и стала разглядывать храмы Москвы. — Смотри, есть церковь в честь святого Григория Неокесарийского. Мне нравится имя Неокесарийский. Нео — это звучит современно. Вот, давай пойдем туда.
Честно говоря, мне совсем не хотелось ехать в незнакомую церковь. Я думала, что подруга не выдержит и получаса, устанет и уйдет. А мне потом придется долго добираться до дома, ночью, в мороз. И это при том, что в моем районе есть прекрасный храм, где я очень люблю бывать. Но, с другой стороны, — подумала я, — если я откажусь, то и Маша не пойдет на службу. А мне важно показать ей христианство изнутри. Поэтому я согласилась. И мы поехали отмечать Рождество Христово в храм Григория Неокесарийского.
В дороге я решила почитать историю этой красивой старинной церкви. Оказалось, что она была основана еще в пятнадцатом веке. Великий князь Василий Второй дал обет Богу, что если он освободится из татарского плена, то построит храм в честь того святого, чья память будет совершаться в день, когда Василий вновь увидит стены Кремля. И князю действительно удалось вырваться из плена и вернуться в родную Москву. А Кремль он увидел в день памяти Григория Неокесарийского, который совпадает... с датой моего рождения!
Представляете? Я, уже давно мечтавшая встретить свой маленький личный праздник на торжественной Литургии, вдруг оказываюсь в храме, где в День моего рождения служится Престол. Разве это не чудесно, что Господь посылает нам даже такие радостные мелочи? Он словно говорит: для Меня нет ничего невозможного! Я слышу ваши мысли, я вижу ваши сердца. Если ваши желания светлы, чисты, полезны для вас, неужели Я их не исполню, мои дорогие дети?
Вот так, в свой день рождения Господь приготовил подарок на мой день рождения. И хотя до праздника еще далеко, я заранее предвкушаю эту маленькую, но такую долгожданную радость!
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер