«Фестиваль научно-технического творчества детей и молодежи „От Винта!“». Максим Забелин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Фестиваль научно-технического творчества детей и молодежи „От Винта!“». Максим Забелин

* Поделиться

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.

У нас в гостях был писатель, актер, музыкант, продюсер международного фестиваля научно-технического творчества детей и молодежи «От винта!» Максим Забелин.

Мы говорили о том, каким образом фестиваль «От винта!» способствует развитию детского и юношеского творчества в различных отраслях промышленности, приобретению новых важных навыков и раскрытию талантов молодежи.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева:

— Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Кира Лаврентьева. Сегодня мы будем говорить об образовании. Эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. Сегодня у нас в гостях Максим Забелин, продюсер фестиваля «От винта», еще у Максима много разных регалий и должностей, и род занятий очень богатый, чего сегодня тоже косвенно хотелось бы коснуться. Здравствуйте, Максим, спасибо вам огромное, что вы нашли время для нас.

Максим Забелин:

— Здравствуйте, Кира. Здравствуйте, дорогие друзья. Мне очень приятно, что я приглашен на такую важную и нужную передачу. Я постараюсь ответить на все вопросы, рассказать о главной, пожалуй, сфере деятельности, о помощи молодым людям, которые хотят направить свою творческую и техническую энергию в развитие инженерных навыков.

Кира Лаврентьева:

— А вот давайте с этого и начнем. Вы очень много чем занимались, много было разных точек приложения ваших талантов. Но сейчас вы занимаетесь этим проектом «От винта», фестиваль «От винта». Я так понимаю, там еще фонд, об этом тоже можно поговорить. Но это, так или иначе, направлено на развитие детей, на развитие юных наших людей. Поэтому хотелось бы узнать, что это за фестиваль.

Максим Забелин:

— С 2005-го года фестиваль «От винта», который в полном режиме называется Международный фестиваль научно-технического творчества детей и молодежи «От винта», был первым, кто начал возрождение именно научно-технического творчества в нашей стране. На протяжении 90-х годов, после того, как новая Россия начала активно развиваться, к сожалению, не было подобных фестивалей и проектов, которые бы объединяли научно-техническое творчество молодежи. В 2005-м году Виктория Соболева, которая является руководителем фестиваля, выступила с идеей и инициативой создать подобный форум, на который сначала привозили буквально вязаные самолетики, какие-то картонные модели, поделки. И было понятно, что научно-техническое творчество в том смысле, в котором мы, люди среднего возраста, его понимаем со времен журнала «Юный техник», не существует. Но за достаточно короткий срок, благодаря в том числе участию руководства страны, которое обратило внимание на этот фестиваль, и в рамках международного авиакосмического салона он проходил несколько раз, Владимир Путин лично приезжал, поддерживал молодых ребят, это участие дало очень серьезный толчок развитию фестиваля. За короткое время мы видели, что вязаные самолетики и картонные модели стали превращаться в более или менее интересные проекты. Сегодня уже несколько поколений этих молодых инженеров сменились, и теперь люди, которые ранее были просто участниками фестиваля, стали наставниками, они привозят уже своих учеников. И это очень серьезные проекты, которые имеют очень серьезные перспективы. Министерство промышленности и торговли, под эгидой которого проходит фестиваль, сейчас расширяет активно географию демонстрации этих проектов, этих идей, этих концепций. Разработки молодых ребят выставляются в странах Азии, Ближнего Востока и до недавнего времени в Европе и США.

Кира Лаврентьева:

— Какая возрастная группа у участников фестиваля?

Максим Забелин:

— На данный момент мы движемся в фарватере официальной статистики, и у нас молодежь в стране определена до 35 лет. Участники фестиваля «От винта» это люди до 35 лет.

Кира Лаврентьева:

— То есть взрослые уже?

Максим Забелин:

— Скажем, не только взрослые, дошкольники тоже там есть. Они тоже представляют какие-то свои разработки, может быть, наивные. Но главное, ребят подтянуть с самого начала, чтобы они поняли, что есть перспектива, что если они будут в этом участвовать, то могут в дальнейшем свои навыки и компетенции развить до того, чтобы начать работать в крупных компаниях, конструкторских бюро, стать по-настоящему серьезными инженерами и чего-то добиться. А взрослые ребята, молодые специалисты, мы их называем взрослыми, но они до 35 лет, уже предлагают к реализации большие серьезные разработки. Недавно закончился Всемирный фестиваль молодежи, где большая экспозиционная программа «От винта» в виде международного технологического хаба была представлена. И там сто разработок лучших смогли увидеть делегаты из более чем ста стран мира.

Кира Лаврентьева:

— Говорить об этом без вашего личного бэкграунда, без того, чтобы спросить вас о вашей истории, как вы к этому пришли, чем вы мотивированы, что вас к этому подтолкнуло. Давайте, немножко для наших слушателей объясним, что вы более десяти лет работали с Михаилом Задорновым, вы делали с ним программу «Неформат» и множество других проектов. И вообще вы человек опытный в медиа сфере, занимались медиа, радио, писали книги, вы продолжаете читать лекции, встречаетесь со слушателями, зрителями, молодежью. Вы очень активный житель нашей страны, активный гражданин, с активной жизненной позицией. И это, конечно, восхищает. Не говорить об этом мы не можем, потому что возможно, нас слушают старшие школьники, студенты, и я бы вас попросила о себе рассказать. Это очень интересно.

Максим Забелин:

— Применительно к фестивалю...

Кира Лаврентьева:

— Можно и не применительно к фестивалю.

Максим Забелин:

— Вообще как все началось.

Кира Лаврентьева:

— Да, как все началось.

Максим Забелин:

— Мое знакомство с фестивалем началось с того, что Михаил Задорнов, с которым я работал долгое время и действительно вел программу в прямом эфире, мы были дружны... Я могу сказать, что этого человека я знал очень хорошо, в каком-то смысле я могу назвать его своим учителем. Он глубоко погруженный во многие вопросы инженер, ведь он выпускник МАИ, является, между прочим, автором некоторых разработок.

Кира Лаврентьева:

— Да, умнейший человек.

Максим Забелин:

— Да. Михаил Николаевич меня в свое время познакомил с Викторией Соболевой, которая руководила фестивалем «От винта», она бессменный руководитель этого фестиваля, сказал, что может быть интересное взаимодействие. Мы пообщались с Викторией, и она предложила посотрудничать по некоторым проектам фестиваля. К тому времени я был уже сложившимся медиа менеджером, за плечами была и работа на радио, и на телевидении, и в кино. Но сама по себе идея, как вы сказали, чтение лекций или открытие некоего опыта для молодежи, всегда очень интересна. Потому что когда мы проходим становление, складываемся как личность, мы хотим этот опыт свой передать. Мне отрадно, что у меня получается разговаривать с ребятами, которые являются технически подкованными, потому что я сам по себе гуманитарий, но, открывая этот технологический мир, я его познаю и иду вместе с ними. Мне очень интересно то, чем они занимаются. Мы придумали несколько проектов, которые позволяют скрестить какую-то...

Кира Лаврентьева:

— Творческую составляющую.

Максим Забелин:

— Творческую составляющую и техническую. Мы сделали несколько проектов, как я сказал. В частности у нас есть большое направление, называется оно АртПром — это искусство в промышленности и промышленность для искусства. Мы провели конкурс анимационных фильмов на технологическую тематику, и на данный момент там уже более трехсот участников, которые представляют свои интересные концепты, различные истории именно в виде технологической анимации. А анимация является самым простым, понятным и доступным языком, с помощью которого вы можете объяснить очень сложные вещи. Моделируем ситуацию. Молодой человек придумал что-то такое, что перевернет мир, мир технологий.

Кира Лаврентьева:

— Да, робота какого-нибудь.

Максим Забелин:

— Как об этом рассказать? Раньше для этого ему необходимо было рисовать какие-то чертежи, пытаться добиться у руководителя ВУЗа или школы или Кванториума каких-то денег на создание модели, потому эту модель представлять. Сейчас наша идея заключается в том, что он может с помощью простых программ, алгоритмов и способов нарисовать это, создать это в виде 3D анимации или просто в виде некоего анимационного проекта. Что позволяет потенциальным потребителям этого продукта, в том числе крупным корпорациям, получить демонстрационный ролик продолжительностью 5 минут, в котором все объясняется. Совсем недавно в январе 24-го года в Нижнем Новгороде прошел фестиваль МультПром — промышленной анимации, где были получены грантовые премии от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей на создание этих анимационных роликов. Как я уже сказал, АртПром и вообще искусство очень широко предложено, в том числе в технической сфере. Например, микрофоны, любая техника для звукорежиссера, все, что касается радиотехнического комплекса — это создают инженеры. Это очень важно, и мы люди, которые занимаются искусством, не всегда задумываемся о том, сколько вложено труда в то, чтобы эта кукла на сцене театра Образцова вдруг ожила и пошла. Чтобы вот этот звук, который вы сейчас слышите, пронесся через волны эфира, достиг радиоприемника, и в итоге вы это слышали. Все, что казалось когда-то чудесным, становится реальностью. Есть такое понятие — метакультура в технике. Это понятие заключается в том, что мы, писатели, создатели каких-то произведений, придумываем что-то, что могло бы улучшить мир, а дальше инженер берет эту идею и начинает ее реализовывать, вдохновившись этим проектом, который пока является просто фантастикой. Мы наблюдали уже даже во время нашей жизни, как вещи, которые раньше казались немыслимыми, сейчас реализованы. Интернет, какие-то генетические разработки, которые позволяют человеку быть более здоровым. Сейчас, например, всего лишь десять процентов рака неизлечимы, а всего лишь 30 лет назад их было порядка 30%. Насколько далеко мы шагнул вперед. Опять же, история с ковидом, который, благодаря ученым от медицины, мы преодолели.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, дорогие друзья. Меня зовут Кира Лаврентьева. И напоминаю, что у нас в гостях Максим Забелин, продюсер фестиваля «От винта». Вопросов миллион, времени мало, очень много чего хочется спросить. Максим, давайте, посмотрим на этот разговор вот с какой стороны. Понятно, что кадры решают все, это успех любого предприятия, любой компании, любой, даже самой маленькой фирмы и вообще всего. Кадры решают все, человек должен находиться на своем месте. Желательно. Понятно, что не всегда это получается, кто-то в силу обстоятельств жизненных, трудностей, неправильного жизненного выбора занимается не тем, чем мог бы, давайте назовем это так. И уже что-то поменять, коней на переправе менять очень трудно, потому что надо кормит семью, особенно, если касается мужчин, надо какие-то обязательства выполнять жизненные, и поэтому нет возможности искать себя. Но ведь мы все равно обладаем широчайшей тягой к познанию, человеческая тяга к самоулучшению, рефлексии никогда не заканчивается, это прекрасно. Хорошо, когда есть внутренний стимул постоянно меняться и что-то искать. Вы уже человек состоявшийся, вы много чего делали в этой жизни, вы сейчас делаете интересный проект и не один, так уж, положа руку на сердце. Когда вы смотрите на молодых людей, когда вы общаетесь с ними, что вам хочется им сказать? Если к вам придет какой-нибудь 17-летний парень и скажет: Максим Юрьевич, не знаю, куда поступать. Родители говорят на экономический, на юридический, а я хочу туда, а они мне говорят, не надо, ты ничего не добьешься, если ты станешь, например, поваром или инженером. Но у меня душа лежит к какой-то другой профессии. Или врачом, кем угодно. Этот вопрос, мнение родителей, эта проблема и мнение самого ребенка, очень часто сталкиваются, точка преломления где находится, как поступать на ваш взгляд?

Максим Забелин:

— Вопрос очень...

Кира Лаврентьева:

— Обширный.

Максим Забелин:

— Обширный, да.

Кира Лаврентьева:

— Вопрос самоопределения, конечно.

Максим Забелин:

— Я считаю так: если парень или девушка знает, куда она хочет поступать, куда идти дальше по жизненному пути, то это необходимо лишь поддержать со стороны родителей. Моделируем ситуацию. Вот есть молодой парень, который говорит: я хочу стать актером. Для любого родителя актерская профессия или музыканта как-то легковесно. Любой родитель, любой отец хочет сказать: сынок, лучше иди в техническую профессию, там ты никогда не пропадешь. Но если у парня или у девушки горят глаза и он действительно хочет заниматься этим, то можно лишь попытаться передать свой опыт. Рассказать об историях, которые известны, о том, что твой друг или знакомый пытался пройти этот путь, и у него, может быть, к сожалению, не получилось, а может быть, и получилось. И всегда сказать, что я тебе буду помогать. На мой взгляд, именно помощь со стороны родителей, какими бы ершистыми ни были дети в момент переходного возраста, позволяет детям преодолевать эти трудности. Это одна из граней. Я уже коротко сказал, на мой взгляд, нужно идти в технические профессии с точки зрения образования. Потому что если ты являешься инженером, ты всегда сможешь стать радиоведущим.

Кира Лаврентьева:

— Писателем.

Максим Забелин:

— Или писателем. Но если ты, как я, например, являешься журналистом, то для тебя будет очень сложно уйти в технические специальности.

Кира Лаврентьева:

— Стать инженером. Это интересно, кстати, очень.

Максим Забелин:

— Абсолютно точно. Я сейчас, работая по одному из своих направлений в сфере технологического предпринимательства, могу сказать, что я открываю многое для себя и жалею, что у меня нет технического образования, а всего лишь гуманитарное. Да, конечно, многие вещи я постиг, познал, и, вероятно, я бы смог на равных общаться со студентами первого-второго курса технических университетов или институтов. Но это не означает, что у меня те фундаментальные знания, которые были не заложены еще в свое время, в достаточном количестве присутствуют. Это все равно поверхностная история. Так что, да, лучше идти в технические специальности, особенно сейчас, всегда стать гуманитариями мы успеем, и актерами тоже.

Кира Лаврентьева:

— Но это же тоже область приложения талантов, склонностей. Например, философом ты не всегда успеешь стать, кандидатом философских наук, а кто-то создан для этого, согласитесь.

Максим Забелин:

— Это первая часть. Если у парня или девушки горят глаза, и он хочет стать философом, учителем, медработником или, допустим, оператором дронов в сельском хозяйстве, прям хочет, он этим занимается, я считаю, что родителям нужно только это поддержать. Нужно уметь увидеть в ребенке эту искру. И я понимаю, что многие родители сейчас фыркнули, сказали, что мой вообще ничем не хочет заниматься, сидит целый день за компьютером. Нужно беседовать с ним, нужно пытаться выяснить, что, какие сферы ему могут быть интересны. В крайнем случае, есть сейчас прекрасные возможности провести тестирование молодого человека и выяснить, к чему он имеет склонности. Возможно, это управление, возможно, экономические какие-то специальности, хотя он сам может это не высказывать никак в силу замкнутости или каких-то других причин. Но то, что у родителя у каждого есть ответственность перед своим ребенком довести его до какого-то момента, до уровня и дать путевку в жизнь, это несомненно так. Конечно, нельзя отпускать это на самотек: занимайся, чем хочешь, я пойду, так сказать, посмотрю сериал.

Кира Лаврентьева:

— Еще один вопрос из разряда психологического консультирования. Но я просто не могу его вам не задать. А если человек в середине своей жизни вдруг понимает, что он занимается не тем, переживает по этому поводу острый кризис. В бессмысленное страдание уходить не будем, Виктор Франкл это все отрицает, мы его будем слушать, представим, что это страдание ведет тебя к какому-то светлому решению, правильному. Что делать на ваш взгляд?

Максим Забелин:

— Мое мнение, очень простое. Мне кажется, что любой мужчина, ну, 95% проходят через так называемый кризис среднего возраста.

Кира Лаврентьева:

— Конечно, я поэтому и спрашиваю.

Максим Забелин:

— Когда к тридцати годам ты добиваешься чего-то в жизни, и вдруг ты осознаешь, что, может быть, это не то, чем ты хотел заниматься.

Кира Лаврентьева:

— Да и к сорока тоже.

Максим Забелин:

— Ты молод, здоров, у тебя впереди, кажется, вся жизнь, а ты уже что-то сделал и, вероятно, не совсем то. На мой взгляд, спасение в очень простых вещах. Это четкое следование своей цели. Подумать, что в начале жизни ты хотел принести в нее, то есть, как ты хотел эту жизнь пройти. Многие из нас забывают про какие-то свои детские мечты. На мой взгляд, как раз 35-40 лет то время, когда свои детские мечты можно реализовать. Например, я в юности хотел стать музыкантом, но так не получилось, я стал журналистом, достаточно успешным, и, как я уже сказал, работал на радио, на телевидении. Но к 30-ти годам я вдруг понял, что я хочу реализовать свою детскую мечту, юношескую и записать музыку, которая у меня есть. В итоге я собрал музыкантов, мы репетировали, выступали. Некоторые песни были достаточно популярны, они звучали на радио, звучали в различных фильмах. На мой взгляд, хотя я и не стал колесить по стране...

Кира Лаврентьева:

— С гастролями.

Максим Забелин:

— ...по маленьким клубам с гастролями, я реализовал в каком-то смысле свою мечту. На мой взгляд, это и есть преодоление кризиса среднего возраста. Дальше, мне всегда нравилось писать, поскольку я сам журналист. Но мне хотелось написать что-то серьезное, то есть какую-то книгу. Я засел за нее, написал первую книгу, которая была издана в издательстве Эксмо в 2005-м году, следующая была издана в 2014-м, потом в 2019-м, в этом году выходит новая книга. Я продолжаю писать, реализовываю свой...

Кира Лаврентьева:

— Расскажите, пожалуйста, о своих книгах, буквально пару слов. Что выйдет вот сейчас?

Максим Забелин:

— Я начинал как писатель комедийный, первые две книги «Штурм России» и «Первый человек на Марсе» это чистые комедии положений. Благодаря, в каком-то смысле Задорнову, они стали такие. Он почитал первую мою книгу, сказал: это очень интересно, продолжайте писать. И вдохновившись этим, я начал свои вирши дальше класть на бумагу. Книги получили неожиданно хорошие отзывы от критиков, и я продолжил этим заниматься. Следующая книга была ключевой, это уже была социальная фантастика, совершенно иной жанр. Выпустила Эксмо, книга была продана, сначала первый тираж был продан, потом второй. Сейчас я закончил книгу, которая называется «Время снежинки», это тоже социальный научно-фантастический роман, который, на мой взгляд, очень увлекательный. В этом году издательство АСТ его готовит к печати. Я надеюсь, что, если будет возможность у наших слушателей, и они смогут прочитать книги, это художественная литература, она достаточно легко читается. Пользуясь случаем, приглашаю в наше читательское сообщество.

Кира Лаврентьева:

— С удовольствием. Спасибо огромное. Я напоминаю, что у нас в гостях Максим Забелин, продюсер фестиваля «От винта», и как мы уже успели обговорить, писатель, режиссер, актер, музыкант. Искали медь, нашли золото, как я уже сказала перед программой, мы вернемся через несколько секунд.

Кира Лаврентьева:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА вновь приветствует вас. Меня зовут Кира Лаврентьева. И с радостью представляю вам еще и еще раз нашего сегодняшнего гостя. У нас в студии Максим Забелин, продюсер фестиваля «От винта», писатель, актер, музыкант. Об этом-то еще хочется вас спросить. Максим, буквально еще немножко вас попытаем и вернемся к фестивалю «От винта». Вы очень много всего пробуете, и очень много всего делаете хорошо, я так понимаю. Но ведь, чтобы это не было дилетантством, нужно хорошо себя понимать, в первую очередь, понимать свои желания, свои потребности. Что ты можешь, что нет, на что тебя хватит, на что не хватит, правильно распределить свое время, чтобы не улететь в невроз от этого напряжения постоянного, от этого бега, все успеть, все сделать. Вот этот тайм-менеджмент, как-то правильно все загрузить в свою жизнь, синхронизироваться с ним. Как это у вас происходит? Как вы все успеваете?

Максим Забелин:

— Я стараюсь не лениться, это очень просто.

Кира Лаврентьева:

— Да, это очень просто.

Максим Забелин:

— Потому что лень, к сожалению, съедает очень много нашего времени. Мы зачастую погрязаем в каких-то телеграм каналах, или просмотре сериалов, или в прослушивании музыки, или просто в ничегонеделании. Эта леность, к сожалению, убивает любую инициативу. С ней надо бороться. Причем, на мой взгляд, есть возможность не ехать на лифте, а идти пешком, лучше это сделать. Есть возможность не брать машину, а прогуляться по свежему воздуху — буквально начиная с этого. Самодисциплина приходит, когда ты ставишь себе определенные временные рамки, вы очень правильно сказали. Я понимаю, что я должен закончить эту книгу к такому-то числу, и я все делаю для того, чтобы я ее закончил. Я понимаю, что я должен написать сценарий фестиваля «От винта» к такому-то числу, я не откладываю это на последний срок, я пытаюсь это сделать сейчас, потому что лучше я потом еще раз перечитаю, свежим взглядом посмотрю, как это все выглядит, как это звучит, как это читается. И, может быть, внесу какие-то исправления. На мой взгляд, большая проблема наших музыкантов, артистов, да и инженеров тоже, что мы начинаем выдавать неготовый материал. Что-то делая и пытаясь это сдать как можно быстрее — а это происходит почему? — потому что мы не выдерживаем сроки и начинаем делать все в последний момент. Когда мы это выдаем, мы потом сами через некоторое время замечаем, что мы что-то там не доделали, что-то не дожали. А это самое печальное. Как говорится, слово не воробей, оно уже вышло на широкую публику. И ты потом думаешь, надо было мне вот так сделать. Я стараюсь этого избегать, стараюсь сначала подготовить проект, рассмотреть его со всех точек зрения, со всех сторон, и дальше дать ему возможность жить. Что касается оценок, то их, конечно, дают зрители, слушатели, читатели, посетители, например, тех же самых экспозиций фестиваля «От винта». Научно-технологическое творчество, как и любое творчество, содержит в себе элемент ошибки, и это как раз тот небольшой изъян, который позволяет алмазу стать бриллиантом. Творчество, некоторые шероховатости, которые там есть, абсолютно допустимы. Это же не константа в финальном виде. Но через творчество происходит становление, в том числе, и технической инженерной мысли. Человек, создавая какие-то проекты, модели, глядя на то, как реагирует на это публика, как реагирует на это эксперты... Приведу очень короткий пример. Мы сейчас делаем, я работаю на телевидении, специальный репортаж, посвященный создателям новых двигателей. У нас большое количество людей, которые считают, что они изобрели вечный двигатель и вот-вот он изменит весь мир. Мы нашли троих таких студентов, которые представили свои двигатели. Но, кроме того, чтобы просто рассказать о них, мы поехали, наши съемочные группы, которые я отправил, на производство, на сами предприятия, которые это создают: авиационные предприятия, предприятия электродвигателей. И эксперты, рассмотрев этот проект, дают комментарии. И потом я общаюсь с ребятами, которые это создавали. Они говорят: да, это очень важно, что мы получили обратную связь, мы знаем, что нужно доделать сейчас. Они свое вдохновение не потеряли, никто не сказал им: вы делаете совершенно не то, это должно быть не так. Все равно искра в них горит. Но теперь они получают очень четкое направление, и может быть, не сделают дальше ошибок. На мой взгляд, сила фестиваля «От винта», как научно-технического форума для молодежи, позволяет найти коммуникацию между теми, кто уже прошел этот путь, серьезными специалистами, экспертами, корпорациями, и теми, кто это только начинает. Коммуникация, взаимодействие, передача опыта и обмен ими — это ключевые моменты, которые важны в образовании такого рода.

Кира Лаврентьева:

— Как попасть на этот фестиваль? Кто-то нас сейчас услышит и заинтересуется наверняка.

Максим Забелин:

— Фестиваль «От винта» действует под эгидой министерства промышленности и торговли. Очень легко найти в поисковиках по ключевым словам фестиваль «От винта» официальный сайт, там есть информация, которая дает понимание, когда будут проходить форумы. Ведь фестиваль «От винта» это не просто один фестиваль, это некая цепь мероприятий, где есть возможность у людей из разных уголков нашей страны и даже мира представить свои разработки и концепции. Заполняется форма, отправляется на официальную почту или по форме, которая приложена на сайте, в разных вариантах по-разному, и дальше происходит отбор. Люди направляют, эксперты фестиваля с техническим образованием, как я уже сказал, те наставники, которые проходили горнило фестиваля в прошлые годы, оценивают эти проекты и приглашают участников на представление в рамках экспозиции своих проектов. Это совсем недавно было в рамках Всемирного фестиваля молодежи, впереди еще несколько проектов в этом году. В том числе, бывают и зарубежные выставки. Например, в прошлом году это было в Дубае, Дубай Экспо.

Кира Лаврентьева:

— Вы сказали ключевую вещь про лень, конечно, и про организацию своего времени очень правильно. Но в нашем детстве это еще было более-менее понятно, как это делать. А сейчас информационное засилие гаджетов, планшетов и всех прочих приспособлений для отвлечения, скорей, детей от мысли, чем для привлечения к ней, не знаешь зачастую, что делать, Максим. С одной стороны, все открыто, всем можно заниматься. Вот, пожалуйста, фестиваль, вот, пожалуйста, тебе все ВУЗы, бери, дороги все, тебе не нужно ничего практически делать из того, что мы делали 15-20 лет назад. С другой стороны, из-за этого изобилия ребенок вообще впадает в анабиоз. Я это просто вижу постоянно, потому что у меня дети, у моих друзей дети, и мы все боремся с тем, чтобы вытащить ребенка из гаджетов. Честно говоря, львиная доля моих усилий направлена на то, чтобы у меня дети занимались делом. Вопрос: а что дальше? Максим, что дальше? Вот эти люди, которые участвуют в вашем фестивале, как они свое время распределяют? Они же как-то к этому пришли, это же долгий путь трудов и усилий.

Максим Забелин:

— Да. Я считаю, что главное, чем фестиваль может помочь не только участникам, а и зрителям, коих значительно, многократно больше, чем участников, это то, что он вдохновляет их на то, что такие победы возможны. Мы показываем опыт какого-то ребенка из небольшого села, который придумал какую-то идею, и эта идея, благодаря фестивалю и подобным проектам, их сейчас существует много у нас в стране, и сейчас, вы абсолютно правы, возможностей значительно больше, чем в 90-е годы и даже в 80-е, сейчас все устроено так, что твой проект может попасть, твоя идея может кого-то заинтересовать. Очень просто, идем в школу, находим учителя, всегда есть преподаватель, который отвечает за такого рода направление. У них есть выходы на различные фестивали, в различные олимпиадные движения и начинаем постепенно работать, начинаем предлагать свой проект. Это в любом случае будет подниматься по этим ступенькам выше. Мы, конечно, сталкиваемся с тем, что дети очень сильно перегружены сейчас учебой. Не знаю, насколько это хорошо или нет, звучат мысли о том, что нам нужно пересмотреть наш образовательный процесс. Но если взять школьников российских и школьников немецких, так вот в 9-м классе немецкие школьники поют песни и лепят из пластилина, а российские школьники решают задачи из высшей математики. И что лучше, не очень понятно. С одной стороны, это некая инфантильная, но, условно, гармоничная, как они считают, личность. С другой стороны, перегруженный, очень серьезно замкнутый на этом подросток наш, российский. Потому что давление на него оказывается невероятное, ему необходимо всю школьную программу выучить, сдать ОГЭ в 9-м классе, если он не сдаст ОГЭ, он не перейдет в 10-й класс. Любой колледж — это оплата образования, табель о рангах, который учитывает только четверки и пятерки. Если ты хочешь на бюджет поступить, в колледже, в ПТУ, по-старому назовем. Система образования наша настолько усложняется сейчас, что ребенку необходимо быть сразу выше среднего уровня, чтобы куда-то попытаться попасть. Я не говорю про ВУЗы, где система такова, что я уж не знаю, какие из топовых ВУЗов оставили просто ЕГЭ, сейчас везде есть дополнительные испытания. Вот у тебя хороший балл по ЕГЭ, и плюс ты должен пройти еще некий отбор внутри ВУЗа, где ВУЗ решает, принимать этого абитуриента к себе на учебу или нет. Вопрос открытый. Насколько наше образование является конкурентно способным в этом смысле, и не растим ли мы детей с психологическими травмами.

Кира Лаврентьева:

— С неврозами.

Максим Забелин:

— Это вопрос, который требует ответа в ближайшее время. Если вы обратили внимание, Владимир Путин во время своего послания сказал: какие репетиторы?! Я не помню дословно цитату. У нас школа должна все образовывать. Репетиторы, кто эти люди, кто подтверждает их квалификацию? Как правило, это просто люди по объявлению, которые говорят: мы вам сейчас подготовим и у вас будет, условно, 60 баллов по такому-то предмету. Но никаких отзывов, никаких реакций нет. Люди как делают? Смотрят родители, где подешевле. Тут дороговато, тут какая-то школа, они что-то в онлайне, наверное, это ребенка заинтересует. В итоге на ребенка валится куча мусорной информации: просмотри это, просмотри это, посмотри то. Ему это неинтересно, его никто не увлекает, и он уходит. Куда? В мир гаджетов. Он уходит...

Кира Лаврентьева:

— Отдохнуть.

Максим Забелин:

— Отдохнуть. Абсолютно точно. Он сидит до упора, до часа ночи тайком от родителей за компьютером. И когда ты ему говоришь: ты что делаешь? Он говорит: я отдыхаю, я вот так отдыхаю. Мы отдыхали, гуляя на улице.

Кира Лаврентьева:

— И это было прекрасно.

Максим Забелин:

— Можно поспорить, потому что и карбид взрывали.

Кира Лаврентьева:

— И по гаражам прыгали, чего только не было.

Максим Забелин:

— Есть выражение такое, что мужчины — это случайно выжившие мальчики.

Кира Лаврентьева:

— Точно, точно.

Максим Забелин:

— Мужчины 70-80-х. Поэтому, как говорится, истина всегда посередине, нужно соблюдать здоровый баланс. Мы проводим образование детям таким образом, чтобы они имели все возможности реализовать себя. Но главное в данной ситуации, не отвратить их от процесса учебы, не поставить перед ними этот блок, когда они уже не хотят учиться, они хотят поотдыхать, они хотят сидеть в гаджетах, они не хотят ничего делать, потому что этого слишком много.

Кира Лаврентьева:

— Ну, вот такой вопрос подняли очень серьезный. Наоборот говорят, что надо загружать, чтобы на лень не было времени, чтобы ребенок был занят, чтобы он всегда был при деле. А получается, если у него нет свободного времени, он уходит в деструктивное состояние.

Максим Забелин:

— Я в этом убежден. Я считаю, что ребенка надо не загружать, а его надо увлекать. Это разные вещи. Для родителей и для педагогов крайне важно найти эти подходы к ребенку, когда они могут его увлечь. Мы, к сожалению, ленимся, взрослые. Мы думаем: мы отучились, у нас было все прекрасно, было образование, перед нами были открыты все дороги. Сейчас все виноваты, ЕГЭ никому не нужен, давайте это запретим. И не дается никаких других вариантов. Либо вернуться к тому, что было в нашем прекрасном детстве, когда была и зеленая трава и вкусное мороженое, либо пустить это на самотек, как-нибудь вырастут сами. А в итоге мы получаем, что это наша ответственность. Не разговаривая с детьми, не посещая вместе с ними дни открытых дверей, мы сами таким образом их судьбу немножко гасим. Этот огонек нужно раздувать, нужно показывать им что-то интересное, показывать свой опыт. А леность приводит к тому, что у нас нет времени общаться с детьми, мы тратим это время на что-то другое.

Кира Лаврентьева:

— Наше собственное.

Максим Забелин:

— Абсолютно точно.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, напоминаю, что у нас в гостях Максим Забелин, продюсер фестиваля «От винта». Мы тут очень интересные вещи обсуждаем. Максим, сверхцель какая у образования на ваш взгляд? Если ставить сверхцель ребенку или юному человеку... Да, мне кажется, каждый взрослый время от времени должен себя спрашивать: зачем он делает те или иные вещи в жизни. Это просто полезно, это больно иногда, это иногда очень больно, но это всегда полезно. Потому что это осмысленность все же.

Максим Забелин:

— Такой очень-очень сложный вопрос.

Кира Лаврентьева:

— Сложный, метафизический, экзистенциальный.

Максим Забелин:

— Да, очень, экзистенциальный, философский. Сверхцель, как и сверхзадача, понимается каждым по-своему. На мой взгляд, это должна быть некая внутренняя уверенность, когда ты ставишь сверхцель перед ребенком, что ты делаешь все правильно и что ты сам не ошибаешься. А делая все правильно, ты можешь отвечать только за свой собственный путь. Пытаясь переложить этот путь на ребенка, заставить его двигаться таким способом, ты можешь своей сверхцелью подменить его.

Кира Лаврентьева:

— Вмешаться в его жизнь.

Максим Забелин:

— А очень важно, на мой взгляд, попытаться сделать так, чтобы он сам ее себе поставил, чтобы у него самого была сверхзадача. Чего он хочет добиться в жизни? Очень часто, спрашивая ребят, я слышу ответы такие: я хочу, чтобы эта ракета полетела.

Кира Лаврентьева:

— Чтобы что?

Максим Забелин:

— Зачем? Дальше что? Мы опять приходим к вопросу о кризисе среднего возраста. Ракета полетела, что потом? Он должен всегда давать ответ на этот вопрос. Если он есть, то это и есть сверхцель, которая всегда следует за следующей, следующей достигнутой целью. Именно поэтому нужно всегда возвращаться к себе в детство и вспоминать, а чем я хотел заниматься, и спрашивать детей: а чем ты хочешь заниматься? Пусть он скажет в порыве что-то такое, что тебя совершенно не устроит. Я хочу путешествовать. Не говори: да, это невозможно, потому что нужно заработать денег, какая яхта, о чем ты говоришь, кругосветное путешествие это нереально. Попробуй с ним или с ней пройти этот путь. Если хочешь кругосветное путешествие, как ты это будешь делать? Давай пройдем это. Это некая идея. Когда ты закончишь путешествовать, что ты будешь делать дальше. И пусть ответит на эти вопросы.

Кира Лаврентьева:

— Можно турагентство организовать. Можно туристическим бизнесом заняться. Дорог множество.

Максим Забелин:

— Ну конечно. Вообще план важен в любом деле, от книгописательства, где нужно четко себе составить план, к чему ты и от чего идешь.

Кира Лаврентьева:

— И зачем ты это делаешь.

Максим Забелин:

— И зачем. Арки героев, это кино, это все, о чем мы говорим, ты должен четко следовать плану. Он может меняться, если вдруг тебе пришла какая-то гениальная идея, которая позволяет тебе скорректировать и выйти на что-то, в творчестве ты абсолютно свободен. Но если ты будешь идти без плана, то ты ни к чему не придешь и сделаешь много бесполезной работы. Потому что план позволяет тебе очень четко выстроить время и, самое главное, этапы того, как ты идешь к достижению своей цели. Как только это есть, то все получится.

Кира Лаврентьева:

— Максим, я, знаете, о чем думаю. Всегда было и есть очень много мусорной литературы, мусорных фильмов, которые создаются просто для того, чтобы затуманить кому-то мозги, чтобы кто-то, опять же, свою лень вот сюда отлично применил. Эти люди, которые создают это недотворчество, недошедевры, тоже чем-то руководствуются. Тут важно уходить от некого самообмана, иллюзии, в которой ты живешь вечно, считая себе кем-то великим. Вы, как человек, который пишите книги, я так понимаю, что пишете литературу с глубоким подтекстом, вы это зачем делаете?

Максим Забелин:

— Любая, на мой взгляд, творческая единица должна очень четко понимать, что она несет в мир. Вы абсолютно правы, что, к большому, огромному сожалению, мы располагаем целым контингентом людей, которые нечего сказать этому миру, они живут лишь на основе некоего хайпа. Они вдруг стали популярными, они вдруг возомнили, что они являются лидерами общественного мнения, и они позволяют себе свою пустую жизненную позицию доносить до других таких же людей, которые ленятся, которые начинают ее воспринимать, как некую истину в последней инстанции. Происходит подмена понятий, сотворение себе кумира. И вот эти пустышки, становящиеся кумирами, к сожалению большому, начинают влиять на неокрепшие умы. И как этого избежать? Я не так давно читал лекцию на территории смыслов, это была даже не лекция, а такая кросс-сессия с разговором с молодыми людьми. Я показывал им музыку и субкультуру начала 90-х и, условно говоря, мистер Малой и так далее такого плана. И нынешние люди, некоторые из них стали иноагентами, как Моргенштерн, например, или Инстасамка, что они несут в мир? И мы выяснили, что вот эта пена, к сожалению, присутствует всегда. Это сериальная жвачка для глаз, это абсолютно бессмысленная, лишенная какой-то глубины песенная культура, это культура моды, включая голые вечеринки. Любое шокирование, любой эпатаж начинает заменять собой содержание. Когда форма начинает превалировать, мы видим эти уродливые появления. Да, можно, конечно, высоколобо рассуждать на ту тему, что, ну да, серьезная молодежь это не слушает. Все это слушают, и взрослые это слушают. И вопрос, как это допускается, не в смысле преодолевает запреты, а в смысле отсутствия регулирования. В свое время был такой орган — худсовет, от которого все пытались избавиться, но худсовет нес в себе очень важную миссию.

Кира Лаврентьева:

— Ну как полиция нравов.

Максим Забелин:

— Он фильтровал то, что не является по определению талантливым. Да, там были вещи, которые не соответствуют политике партии и правительства, но при этом большое количество мусора отметалось на начальном этапе. И это позволяло в дальнейшем диссидентам становиться реально востребованными, популярными, потому что они проходили через сито худсовета, не попадая туда. Но если это реальный талант, он всегда донесет...

Кира Лаврентьева:

— Он прорвется. Светильник под спудом не скроешь.

Максим Забелин:

— Абсолютно точно.

Кира Лаврентьева:

— Я ведь, знаете, еще о чем думаю, тут важна еще какая-то насмотренность, наслушанность. То есть нужно с детства приучать себя к хорошему кино, к хорошей музыке. У меня друг недавно говорит: у меня жена уехала с детьми к маме, я остался работать и решил, что я каждый день буду смотреть какой-нибудь фильм Бергмана. Я составил себе список фильмов Бергмана и начал смотреть. Сначала, естественно, сознание сопротивляется, потому что старый фильм, мы уже привыкли к совсем другой картинке. А потом ты так включаешься, у тебя мозг совершенно перенастраивается, и ты начинаешь вообще на мир смотреть сквозь призму чего-то великого. Феллини, Бергман, у нас масса зарубежных и своих прекрасных режиссеров. Даже советскую классику нельзя отметать, сколько там прекрасных совершенно творений, на цитаты разбитых фильмов, мы до сих пор шутим этими шутками. Это были прекрасные времена прекрасного кинематографа, надо положить руку на сердца, я имею в виду культурную часть. Кинематограф, музыка, все это совершенно удивительно.

Максим Забелин:

— Я постараюсь очень коротко резюме того, что вы сказали, выдать в таком ключе. Себя нужно заставлять.

Кира Лаврентьева:

— Точно.

Максим Забелин:

— А других вдохновлять.

Кира Лаврентьева:

— Класс!

Максим Забелин:

— Если мы сможем сами, не ленясь, пройти этот путь самообразования, чтения высокой литературы.... Ведь у нас, вы павы, есть выбор, что читать или смотреть сегодня вечером. Да, можно посмотреть что-то без обязательств.

Кира Лаврентьева:

— Пустое.

Максим Забелин:

— Да, пустое, ну, просто я хочу отдохнуть. Это лень, к сожалению. На мой взгляд, это, конечно, нужно преодолевать. Именно своим опытом, своим примером заражать в хорошем смысле и молодое поколение, говоря им, что, ребята, давайте, дерзайте, и все обязательно получится. Я верю в наше молодое поколение и считаю, что они более талантливы и более целеустремлены, нежели мы. К сожалению, моя юность пришлась на этот рубеж слома.

Кира Лаврентьева:

— На 90-е.

Максим Забелин:

— Начала 90-х годов. И я помню, что я был дезориентирован, и многие мои сверстники не строили никаких планов. Это все было так: что-то будет там, сейчас быстро заработаем денег, а потом что? Да никто и не задумывался дальше. К счастью, те времена прошли, и сейчас есть все возможности для того, чтобы реализовать свои идеи и мечты.

Кира Лаврентьева:

— Максим, и еще буквально несколько слов о фестивале «От винта». Хотела спросить, какие самые запоминающиеся, может быть, изобретения инженерные в вашей памяти остались? Что самое необычное привозили туда люди?

Максим Забелин:

— Там много различных изобретений, которые в дальнейшем заинтересовали крупные компании. Я скажу так, что была еще до начала СВО такая разработка. Ребята предлагали турель, которая легко монтируется на платформу гусеничную. Мы показали это на фестивале, началось СВО, и этот проект быстро засекретили.

Кира Лаврентьева:

— Понятно. То есть не обо всем можно говорить.

Максим Забелин:

— И это начало применяться массово и эффективно. Любая идея, которая имеет ценность определенную, конечно же, востребована. К сожалению большому, наши крупные корпорации, да и бизнес, который вкладывает деньги, достаточно неповоротлив. Сейчас это меняется. Но мы наблюдали в рамках фестиваля «От винта», и об этом я хочу сказать, что многие ребята, которые предлагали свои идеи, разработки, потом уезжали в другие станы. Это все проходило в течение десятых годов, в конце десятых годов, когда наши участники вдруг обнаруживались в Южной Корее, в Соединенных Штатах, в Германии со своими проектами уже внутри каких-то серьезных бизнес планов той или иной компании, которая уже начинала их возить, как некое свое подразделение. Здесь важна ответственность, которая есть у государства, а самое главное у людей, которые его представляют, чтобы она была реализована по отношению к этим разработкам. Очень много ребят привозят свои идеи и концепты иногда из года в год, и они, к сожалению, никак дальше не продвигаются, хотя, на мой взгляд, просто очевидно, что они должны быть реализованы. На предприятиях, допустим, слишком дорого это интегрировать или нет такой задачи, другие планы. У нас венчурных инвестиций, то есть вложений в будущее, как это на Западе происходит, эта культура очень низка. И это один из планов фестиваля «От винта» и министерства промышленности и торговли, преодолеть эту косность, чтобы инвесторы начали вкладывать...

Кира Лаврентьева:

— Не боялись.

Максим Забелин:

— Не боялись вкладывать в будущее. Да, там много проектов идут, что называется, мимо кассы. Ты вкладываешь-вкладываешь, и они проваливаются. Но может выстрелить в хорошем смысле один, который покроет все твои затраты. Поэтому я призываю инвесторов обращать внимание на разработки участников фестиваля «От винта». Говоря о том, какие разработки были интересны, я рассказал про турель. Был один парень, который придумал, как перерабатывать батарейки на рабочем столе. То есть такой модуль, в который ты бросаешь батарейку, происходят какие-то процессы в замкнутом контуре, и на выходе ты получаешь какие-то элементы: медь, цинк, воду и кислоту. Реализовать это... Представляете, на рабочем столе на вашем, среди кофейного аппарата, календаря перекидного и чернильницы еще стоит такая штука.

Кира Лаврентьева:

— Зато природу не портим. Отличное изобретение.

Максим Забелин:

— Мне кажется, это удивительная история, которая, не была реализована, по крайней мере, пока. Или была колесная платформа для лунохода. Ребята, два студента, придумали схему, при которой колеса не застревают в неровностях лунной поверхности или в глубоком пепле, не пепле, а как он называется, пыль.

Кира Лаврентьева:

— В кратере каком-то.

Максим Забелин:

— Там же очень много пыли. Они придумали схему, при которой эта шарнирная конструкция проезжает везде. Они показывали на примере в комнате, набросав какого-то мусора, что она везде ездит и отовсюду выбирается. Тоже очень интересная разработка, дай Бог, чтобы она была реализована.

Кира Лаврентьева:

— Да, не перевелись еще левши на земле русской.

Максим Забелин:

— Это так.

Кира Лаврентьева:

— Спасибо огромное. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая собирает лучшие, самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его можно на сайте clever-lab.pro. А мы прощаемся с нашим сегодняшним гостем. У нас в студии был Максим Забелин, продюсер фестиваля «От винта». Меня зовут Кира Лаврентьева. Интереснейший разговор. Вы знаете, Максим, огромное удовольствие получила. Я думаю, наши слушатели со мной согласятся. Огромное вам спасибо. Успехов, удачи, всяческих творческих свершений.

Максим Забелин:

— Спасибо огромное. Всего доброго.

Кира Лаврентьева:

— Всего хорошего.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем