Очень немногое известно нам о жизни преподобного Филарета Глинского — монаха, устроителя и игумена Глинской Богородицкой Пустыни, расположенной близ украинского города Сумы. Нет сведений о точной дате и месте его рождения, о том, как звали его отца. Но удивительным образом сохранились крупицы свидетельств о трогательных отношениях преподобного с его матерью. До нас дошло имя родительницы Филарета Глинского — её звали Феодосия Данилевская. Как сообщают авторы жизнеописаний преподобного, она была доброй, кроткой и благочестивой женщиной. Её воспитание повлияло на характер будущего игумена Глинской пустыни и развило в нём качества, благодаря которым преподобный Филарет смог привести к расцвету пришедшую некогда в полный упадок обитель.
Православная семья Данилевских жила на территории Польской Украины — так называлась в те времена часть украинских земель, которые вошли в состав государства Речь Посполитая. Будущий монах и святой появился на свет в 1777 году. В крещении мальчик получил имя Фома. С раннего детства он настолько сильно был привязан к матери, что буквально не отходил от неё ни на шаг. Но Феодосия не могла каждую минуту посвящать сыну — на её плечах были дом и хозяйство. Тогда Фома, чтобы быть рядом с любимой матушкой, стал ей помогать. Домашние хлопоты очень нравились ребёнку. Глядя, как мама подметает в хате, Фома набрал веточек и смастерил себе маленькую метлу. А однажды мальчик увидел, как родители со старшими братьями расчищают место под огород. Фома тоже захотел сделать себе участок. Сам, без посторонней помощи, он расчистил кусочек земли. А потом, наблюдая, за тем, что делает и сажает в огороде матушка, повторял за нею. И вскоре смог собрать пусть небольшой, но свой собственный урожай!
Когда Феодосия отправлялась на кухню готовить обед, Фома был тут как тут. Он подавал матери всё нужное — продукты или посуду. И зорко смотрел за тем, как та стряпает. Через некоторое время мальчик уже мог готовить сам — сначала самые простые, а потом и более сложные блюда для всей семьи. Особенно нравилось маленькому Фоме, когда за работой мать пела молитвы. Имея обыкновение во всём следовать за любимой матушкой, он скоро выучил слова и пел вместе с ней. Мать хвалила трудолюбивого сына. «Честный труд угоден Господу», — говорила она.
Но больше всего Фома любил, когда Феодосия брала его с собою в храм. Мальчик с лёгкостью выстаивал долгие службы, а дома они с матерью обсуждали отрывки из Евангелия, которые читались во время Литургии. Если Феодосия видела, что мальчик не вполне понимал прочитанное, то терпеливо и доходчиво объясняла ему суть. В семье был установлен строгий распорядок дня. Важной его частью были утренние и вечерние молитвы. Феодосия следила за тем, чтобы дети молились перед сном и поднявшись с постели. Фоме молитвы были в радость. Не только утром и вечером, но и днём мать часто заставала его на коленях перед иконами.
Мальчику очень хотелось научиться грамоте, чтобы читать книги, которые бережно хранились в семье: Евангелие, жития святых, молитвослов. Отец был настроен скептически: зачем забивать хлопцу голову грамотой, работник из него и так хороший, считал он. Получив отказ родителя, целую неделю Фома проплакал. Феодосия не выдержала его слёз и попросила знакомую попадью выучить сына. Фома взялся за ученье с усердием и прилежанием, и очень скоро научился читать и писать.
В то самое время, когда Фома закончил обучение, местный священник ехал по делам в Киево-Печерскую Лавру и предложил ему поехать с ним. Феодосия дала сыну благословение. В родной дом Фома больше не вернётся — он выберет путь монашеской жизни. Фома будет писать матери письма, и в одном из них попросит благословить на постриг. Феодосия и это сделает с радостью. В монашестве Фома получит имя Филарет. Буквально из руин он поднимет Глинскую Богородицкую пустынь и станет во главе её братии. Уроки веры и доброты любимой матушки помогут ему в этом.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.