
Ранним утром двадцать четвёртого декабря тысяча шестьсот шестьдесят четвёртого года, в сочельник накануне Рождества, царь Алексей Михайлович в сопровождении небольшого стрелецкого отряда направился с богатыми дарами по московским тюрьмам и богадельням. Из-за решёток тянулись скрюченные пальцы, худые лица расцветали надеждой и радостью: сам царь-батюшка явился ко всеми забытым узникам и старикам! Монарх раздавал милостыню заключённым, пленникам, увечным и немощным. И так повторялось каждый сочельник: царь не сел бы за рождественский стол без того, чтобы не накормить узников и обездоленных. Такие же тайные выходы для творения милости совершал Алексей Михайлович в Великий пост, особенно в Страстную неделю, а также на Пасху. От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и средствами для разговенья.
Нищелюбие царя поражало не только соотечественников, но и иностранцев: в иные дни монарх раздавал в качестве милостыни до десяти тысяч рублей. Царь не только собственноручно дарил деньги нищей братии, но в неделю перед Великим Постом приглашал толпу нищих в столовую палату и сам с ними обедал, угощая как самых почётных гостей.
Алексей Михайлович Романов был глубоко верующим христианином. Он служил образцом древнерусского благочестия, набожности и чистоты нрава для многих его современников и потомков. Ежедневная молитва, суровое постничество, искреннее покаяние, словом, неустанный духовный труд — вот что заполняло значительную часть жизни царя. Можно сказать, что он жил и дышал верой. Поэтому основной заботой для Алексея Михайловича было спасение собственной души, которое невозможно без милосердия и человеколюбия.
Алексея Михайловича с молодости отличали великодушие и сострадательность к чужому горю. Часто царь навещал Ильинскую, Моисеевскую, Покровскую богадельни: приносил старикам деньги и продукты. По его указу увечных и больных лечили за казённый счет. Алексей Михайлович содержал на личные средства в верхних хоромах Кремлёвского дворца приют для немощных стариков. Кроме того, по его распоряжению каждый богатый боярин должен был кормить нескольких неимущих. Царь распределил нищих между вельможами для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержал своё число бедняков.
Алексей Михайлович часто оплачивал долги тех, кто попал в трудную ситуацию и уже не мог расплатиться самостоятельно. Столь же доброй и милосердной была его первая супруга, Мария Милославская. Она жертвовала немалые средства для спасения пленников, выкупив с чужбины многих соотечественников. Мария Ильинична помогала бедным, опекала своей заботой московские обители и храмы. В народе Марию Ильиничну очень почитали; её называли «благочестивой» и «церкволюбивой». Алексей Михайлович тоже не забывал о нуждах Церкви. Книги в то время были очень дорогими: мало кто мог себе позволить такую роскошь. Царь приобретал богослужебные книги не только для собственного чтения, но и для дарения монастырям и церквям.
Кроме того, что Алексей Михайлович лично участвовал в благотворительности, он занимался разработкой законодательства в этой области - в сборнике церковных и светских законов, «Кормчей книге», особое внимание уделялось помощи вдовам и сиротам. Также был создан отдельный государственный орган, ведавший благотворительными заведениями – Приказ строения богаделен.
Вся страна горевала, когда в январе тысяча шестьсот семьдесят шестого года царь занемог. Перед кончиной царь распорядился выпустить узников из тюрем, простить все казённые долги и заплатить за должников по частным искам, раздать из царской казны три тысячи рублей нищим.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе