
Ранним утром двадцать четвёртого декабря тысяча шестьсот шестьдесят четвёртого года, в сочельник накануне Рождества, царь Алексей Михайлович в сопровождении небольшого стрелецкого отряда направился с богатыми дарами по московским тюрьмам и богадельням. Из-за решёток тянулись скрюченные пальцы, худые лица расцветали надеждой и радостью: сам царь-батюшка явился ко всеми забытым узникам и старикам! Монарх раздавал милостыню заключённым, пленникам, увечным и немощным. И так повторялось каждый сочельник: царь не сел бы за рождественский стол без того, чтобы не накормить узников и обездоленных. Такие же тайные выходы для творения милости совершал Алексей Михайлович в Великий пост, особенно в Страстную неделю, а также на Пасху. От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и средствами для разговенья.
Нищелюбие царя поражало не только соотечественников, но и иностранцев: в иные дни монарх раздавал в качестве милостыни до десяти тысяч рублей. Царь не только собственноручно дарил деньги нищей братии, но в неделю перед Великим Постом приглашал толпу нищих в столовую палату и сам с ними обедал, угощая как самых почётных гостей.
Алексей Михайлович Романов был глубоко верующим христианином. Он служил образцом древнерусского благочестия, набожности и чистоты нрава для многих его современников и потомков. Ежедневная молитва, суровое постничество, искреннее покаяние, словом, неустанный духовный труд — вот что заполняло значительную часть жизни царя. Можно сказать, что он жил и дышал верой. Поэтому основной заботой для Алексея Михайловича было спасение собственной души, которое невозможно без милосердия и человеколюбия.
Алексея Михайловича с молодости отличали великодушие и сострадательность к чужому горю. Часто царь навещал Ильинскую, Моисеевскую, Покровскую богадельни: приносил старикам деньги и продукты. По его указу увечных и больных лечили за казённый счет. Алексей Михайлович содержал на личные средства в верхних хоромах Кремлёвского дворца приют для немощных стариков. Кроме того, по его распоряжению каждый богатый боярин должен был кормить нескольких неимущих. Царь распределил нищих между вельможами для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержал своё число бедняков.
Алексей Михайлович часто оплачивал долги тех, кто попал в трудную ситуацию и уже не мог расплатиться самостоятельно. Столь же доброй и милосердной была его первая супруга, Мария Милославская. Она жертвовала немалые средства для спасения пленников, выкупив с чужбины многих соотечественников. Мария Ильинична помогала бедным, опекала своей заботой московские обители и храмы. В народе Марию Ильиничну очень почитали; её называли «благочестивой» и «церкволюбивой». Алексей Михайлович тоже не забывал о нуждах Церкви. Книги в то время были очень дорогими: мало кто мог себе позволить такую роскошь. Царь приобретал богослужебные книги не только для собственного чтения, но и для дарения монастырям и церквям.
Кроме того, что Алексей Михайлович лично участвовал в благотворительности, он занимался разработкой законодательства в этой области - в сборнике церковных и светских законов, «Кормчей книге», особое внимание уделялось помощи вдовам и сиротам. Также был создан отдельный государственный орган, ведавший благотворительными заведениями – Приказ строения богаделен.
Вся страна горевала, когда в январе тысяча шестьсот семьдесят шестого года царь занемог. Перед кончиной царь распорядился выпустить узников из тюрем, простить все казённые долги и заплатить за должников по частным искам, раздать из царской казны три тысячи рублей нищим.
Все выпуски программы Имена милосердия
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов