3 Ин., 76 зач., I, 1-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В наши дни одной из самых распространённых мировоззренческих позиций оказывается агностицизм. Этот выбор может показаться странным, но на самом деле в нём всё более-менее очевидно, ведь чем меньше всего известно, тем меньше правил, а чем меньше правил, тем больше возможности жить, как хочется. Но насколько христианство совместимо с агностицизмом? Ответ на этот вопрос прикровенно содержится в первой и единственной главе третьего соборного послании апостола Иоанна Богослова, которая полностью читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте её послушаем.
Глава 1.
1 Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.
6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,
7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.
8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.
9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.
13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,
14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.
Даже если мы прослушаем сегодняшний текст между делом, собираясь на работу или на машине перестраиваясь из одного ряда в другой, одно из него мы поймем точно: апостол Иоанн уверен в том, что он знает истину. Само это слово употреблено в тексте шесть раз и его сложно не услышать. Причём автор не только знает истину, но имеет дерзновение свидетельствовать о ней. Заметим, не навязывать, не заставлять верить, нет. Слово «свидетельство» означает нечто совершенно иное. Русское «свидетель» — происходит от глагола «видеть». То есть это тот, кто видел то, о чём говорит. Греческое «мАртис» происходит от слова «обдумывать», «припоминать». И в том, и в другом случае свидетельство связано с некоторым опытом, который человек получил и о котором он рассказывает. В случае с апостолом Иоанном Богословом речь идёт об опыте жизни с Иисусом Христом. Конечно, у людей, которые Христа окружали, этот опыт был разным. Пилат пересекался с Ним на несколько часов, но, как римский воин, увидел в Нём лишь странствующего иудейского проповедника, которого обвиняли в революционных настроениях. Поэтому услышав от Спасителя, что Он пришёл «свидетельствовать об истине» Пилат лишь отмахнулся, спросив: «Что есть истина?» Этот жест выдал в нём высокомерность агностика, который обычно не желает даже попробовать разобраться. Напротив, Иоанн Богослов жил со Христом всё время Его проповеди. Опыт был для апостола живым и неформальным, почему своё первое послание он и начинает такими словами: «О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши».
Но разве истин не много, скажет агностик, подойдя к этой теме с другой стороны. Разве в математике, физике, истории нет своих истин? Конечно, есть, согласимся мы. Но Христос — истина в более глубоком смысле. Он есть истина о Боге любящем и воплотившемся ради спасения человека... Он — истина о человеке, таком, каким задумал Его Бог. Именно поэтому истину геометрическую, биологическую или любую другую мы принимаем гораздо охотнее, чем истину религиозную, стараясь в этой области держаться за свой агностицизм. Истины научные в нравственном отношении ни к чему нас не обязывают, в то время как истина религиозная прямо отвечает на вопрос «как жить?». Поверив Христу и став Его учениками, мы уже никак не можем сказать, что не знаем ответа на этот вопрос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.