Сейчас в женщинах, которые сами себя создают, нет ничего удивительного. Эмансипация давно стала привычной. В 19 веке деловым дамам общество аплодировало нечасто. Впрочем, актрисе Марии Савиной аплодировали всегда. И за то, что она делала на сцене, и за то, что создавала вне её.
Что такое горести Маша знала с детства. Дочь провинциальных актёров всю жизнь помнила, каково это – остаться без еды, да ещё и на улице, потому что нечем заплатить за квартиру. На сцену Маша выходила с семи лет, а к 20-ти поняла, что не мыслит жизни без театра. Девушка поехала в Петербург: покорять главный драматический театр страны – Александринский.
Ей это удалось всего за год. Карьера была стремительной и скоро Марию стали называть символом театрального Петербурга. Прима Александринки умела держать себя в обществе, не допускать фамильярности поклонников и работать круглыми сутками.
Но Мария умела не только работать, но и помогать. Ей было всего 29, когда она основала первый общественно-профессиональный союз актёров, будущее Русское театральное общество. Союз под председательством Савиной помогал театральным деятелям деньгами, медицинским обслуживанием, юридической защитой. А глядя на пожилых, бесправных актёров, Мария понимала, что им требуется покровительство.
Она решила устроить в Петербурге дом для забытых артистов. И назвала его «Убежищем для престарелых актёров». Знакомые спрашивали, зачем ей – ведущей актрисе театра заниматься теми, кто давно неинтересен публике? Мария отвечала: она должна создать достойные условия людям, всю жизнь отдавшим сцене. У неё – хрупкой, но очень сильной женщины, это не могло не получиться.
Савина стала искать землю под дом. Ей понравился участок на Петровском острове. Денег он стоил огромных, а их не было. Не было и меценатов. Но Мария не унывала. Как-то в АнИчковом дворце давали бал. На нём танцевал и владелец земли. Мария Гавриловна подвела этого владельца к императору и представила его, как человека, который подарил ей землю на благое дело. Царь поблагодарил героя за его благородный поступок. Похвалой императора теперь уже бывший владелец земли был доволен и на Марию Гавриловну не сердился.
Чтобы собрать денег на строительство дома, Савина организовала серию благотворительных концертов. Она даже учредила ежегодный «День актёра», когда вся актёрская братия России трудилась в помощь своим неимущим коллегам. Муж Савиной - пароходчик и миллионер Анатолий Молчанов помогал жене, как мог. Огромное количество его денег пошло на устройство дома. Он был построен за два года – этот двухэтажный каменный особняк с домОвым храмом. Савина входила во все тонкости дела: знала, какое нужно купить оборудование для кухни и как правильно провести электричество.
9-ого июля 1902 года уютный особняк, который назвали Савиновским, открыл свои двери для постояльцев. Отныне пожилые артисты могли насладиться жизнью на покое и полном обеспечении.
Обычно великих артистов в Петербурге хоронили либо на Литераторских мостках, либо в некрополе Александро-Невской Лавры. Заслуженную артистку императорских театров Марию Савину по её просьбе погребли на территории «Убежища для пожилых актёров». Оно существует и сегодня. Только называется теперь «Домом ветеранов сцены». И носит имя Марии Гавриловны Савиной.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов