Сейчас в женщинах, которые сами себя создают, нет ничего удивительного. Эмансипация давно стала привычной. В 19 веке деловым дамам общество аплодировало нечасто. Впрочем, актрисе Марии Савиной аплодировали всегда. И за то, что она делала на сцене, и за то, что создавала вне её.
Что такое горести Маша знала с детства. Дочь провинциальных актёров всю жизнь помнила, каково это – остаться без еды, да ещё и на улице, потому что нечем заплатить за квартиру. На сцену Маша выходила с семи лет, а к 20-ти поняла, что не мыслит жизни без театра. Девушка поехала в Петербург: покорять главный драматический театр страны – Александринский.
Ей это удалось всего за год. Карьера была стремительной и скоро Марию стали называть символом театрального Петербурга. Прима Александринки умела держать себя в обществе, не допускать фамильярности поклонников и работать круглыми сутками.
Но Мария умела не только работать, но и помогать. Ей было всего 29, когда она основала первый общественно-профессиональный союз актёров, будущее Русское театральное общество. Союз под председательством Савиной помогал театральным деятелям деньгами, медицинским обслуживанием, юридической защитой. А глядя на пожилых, бесправных актёров, Мария понимала, что им требуется покровительство.
Она решила устроить в Петербурге дом для забытых артистов. И назвала его «Убежищем для престарелых актёров». Знакомые спрашивали, зачем ей – ведущей актрисе театра заниматься теми, кто давно неинтересен публике? Мария отвечала: она должна создать достойные условия людям, всю жизнь отдавшим сцене. У неё – хрупкой, но очень сильной женщины, это не могло не получиться.
Савина стала искать землю под дом. Ей понравился участок на Петровском острове. Денег он стоил огромных, а их не было. Не было и меценатов. Но Мария не унывала. Как-то в АнИчковом дворце давали бал. На нём танцевал и владелец земли. Мария Гавриловна подвела этого владельца к императору и представила его, как человека, который подарил ей землю на благое дело. Царь поблагодарил героя за его благородный поступок. Похвалой императора теперь уже бывший владелец земли был доволен и на Марию Гавриловну не сердился.
Чтобы собрать денег на строительство дома, Савина организовала серию благотворительных концертов. Она даже учредила ежегодный «День актёра», когда вся актёрская братия России трудилась в помощь своим неимущим коллегам. Муж Савиной - пароходчик и миллионер Анатолий Молчанов помогал жене, как мог. Огромное количество его денег пошло на устройство дома. Он был построен за два года – этот двухэтажный каменный особняк с домОвым храмом. Савина входила во все тонкости дела: знала, какое нужно купить оборудование для кухни и как правильно провести электричество.
9-ого июля 1902 года уютный особняк, который назвали Савиновским, открыл свои двери для постояльцев. Отныне пожилые артисты могли насладиться жизнью на покое и полном обеспечении.
Обычно великих артистов в Петербурге хоронили либо на Литераторских мостках, либо в некрополе Александро-Невской Лавры. Заслуженную артистку императорских театров Марию Савину по её просьбе погребли на территории «Убежища для пожилых актёров». Оно существует и сегодня. Только называется теперь «Домом ветеранов сцены». И носит имя Марии Гавриловны Савиной.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.