На картине Николая Кузнецова «В Праздник» изображена нарядная крестьянка, у которой выдался редкий выходной.
На полотне художнику удалось донести заботу Бога о каждом из нас: в Праздник Господь дал девушке возможность отдохнуть от тяжёлых трудовых будней.

— Маргарита Константиновна, выставка русского национального костюма — это просто восторг! Спасибо, что взяли меня с собой. Ткани, вышивки — бесподобные!
— Я рада, Наташенька, что тебе понравилось. Коллекция нарядов действительно богатая.
— Богатая — не то слово! Даже не верится, что так одевались крестьяне на Руси. Наверное, только по праздникам?
— Не только. Оказывается, и на сенокос, и на другие полевые работы крестьянские юноши и девушки, любили надевать свои лучшие наряды. Ну а уж по праздникам — что и говорить! Кстати, у нас в Третьяковской галерее есть одна интересная картина как раз на эту тему. Сейчас найду её в интернете... На ней изображена крестьянка в светлом сарафане и нарядном фартуке. Вот, нашла!
— Какая интересная работа! А кто её автор?
— Её написал русский живописец Николай Дмитриевич Кузнецов в 1879 году. Полотно это называется «В Праздник». Другое его наименование — «Малороссиянка, отдыхающая на траве». Создано оно, как подсказывает название, в Малороссии, и вероятнее всего, в Херсонской губернии — именно оттуда родом художник.
— Какая живая, вдохновляющая картина! На ней мы видим девушку, лежащую среди высоких луговых трав, вокруг — цветы, зелень... Она прикрывает рукой лицо от яркого солнечного света.
— Девушка изображена в тот редкий день, когда крестьянам можно было не работать, а просто отдохнуть после праздничной службы в храме. Судя по названию картины, мы можем предположить, что речь здесь идёт о каком-то большом церковном летнем празднике.
— Например, о Троице или Преображении Господнем...
— Да, Наташа. Праздники обычно в старину проводили шумно, весело, парни и девушки водили хороводы, играли в игры...
— Но героине картины совсем не весело. Вид у неё утомлённый...
— Думаю, это усталость от тяжёлой работы. Крестьянкам было непросто. Женщины работали едва ли не наравне с мужчинами. На отдых времени почти не оставалось. А сейчас ей выдался денёк, чтобы просто полежать на траве...
— А природа вокруг, посмотрите, будто утешает девушку. Луговые травы укутывают её. Она словно в мягкой колыбели лежит.
— Так художник изобразил единение человека с окружающим миром. Волосы девушки, её нарядная одежда будто растворяются в зелени. А узоры, вышитые на белом сарафане, рифмуются с нежными соцветиями луговых растений. Травы словно тянутся к чистому голубому небу. Осока, сныть-трава, ромашки... И взгляд молодой крестьянки тоже устремлён в небеса. В нём читается благодарность Богу за подаренные минуты безмятежности и покоя.
— Как красиво вы рассказываете, Маргарита Константиновна! Как-то Вам всегда удаётся за внешними деталями, за роскошными тканями и вышивкой найти что-то очень важное, настоящее, бесценное.
— Может быть потому, что каждый человек — это сокровище, драгоценное создание Божие, с глубоким внутренним миром, своими печалями и радостями... Мне кажется именно этот образ хотел донести до нас художник. Изумительная работа, не правда ли?
— Очень хорошая. В следующие выходные я приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть картину Николая Кузнецова «В Праздник».
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема