На картине Николая Кузнецова «В Праздник» изображена нарядная крестьянка, у которой выдался редкий выходной.
На полотне художнику удалось донести заботу Бога о каждом из нас: в Праздник Господь дал девушке возможность отдохнуть от тяжёлых трудовых будней.
— Маргарита Константиновна, выставка русского национального костюма — это просто восторг! Спасибо, что взяли меня с собой. Ткани, вышивки — бесподобные!
— Я рада, Наташенька, что тебе понравилось. Коллекция нарядов действительно богатая.
— Богатая — не то слово! Даже не верится, что так одевались крестьяне на Руси. Наверное, только по праздникам?
— Не только. Оказывается, и на сенокос, и на другие полевые работы крестьянские юноши и девушки, любили надевать свои лучшие наряды. Ну а уж по праздникам — что и говорить! Кстати, у нас в Третьяковской галерее есть одна интересная картина как раз на эту тему. Сейчас найду её в интернете... На ней изображена крестьянка в светлом сарафане и нарядном фартуке. Вот, нашла!
— Какая интересная работа! А кто её автор?
— Её написал русский живописец Николай Дмитриевич Кузнецов в 1879 году. Полотно это называется «В Праздник». Другое его наименование — «Малороссиянка, отдыхающая на траве». Создано оно, как подсказывает название, в Малороссии, и вероятнее всего, в Херсонской губернии — именно оттуда родом художник.
— Какая живая, вдохновляющая картина! На ней мы видим девушку, лежащую среди высоких луговых трав, вокруг — цветы, зелень... Она прикрывает рукой лицо от яркого солнечного света.
— Девушка изображена в тот редкий день, когда крестьянам можно было не работать, а просто отдохнуть после праздничной службы в храме. Судя по названию картины, мы можем предположить, что речь здесь идёт о каком-то большом церковном летнем празднике.
— Например, о Троице или Преображении Господнем...
— Да, Наташа. Праздники обычно в старину проводили шумно, весело, парни и девушки водили хороводы, играли в игры...
— Но героине картины совсем не весело. Вид у неё утомлённый...
— Думаю, это усталость от тяжёлой работы. Крестьянкам было непросто. Женщины работали едва ли не наравне с мужчинами. На отдых времени почти не оставалось. А сейчас ей выдался денёк, чтобы просто полежать на траве...
— А природа вокруг, посмотрите, будто утешает девушку. Луговые травы укутывают её. Она словно в мягкой колыбели лежит.
— Так художник изобразил единение человека с окружающим миром. Волосы девушки, её нарядная одежда будто растворяются в зелени. А узоры, вышитые на белом сарафане, рифмуются с нежными соцветиями луговых растений. Травы словно тянутся к чистому голубому небу. Осока, сныть-трава, ромашки... И взгляд молодой крестьянки тоже устремлён в небеса. В нём читается благодарность Богу за подаренные минуты безмятежности и покоя.
— Как красиво вы рассказываете, Маргарита Константиновна! Как-то Вам всегда удаётся за внешними деталями, за роскошными тканями и вышивкой найти что-то очень важное, настоящее, бесценное.
— Может быть потому, что каждый человек — это сокровище, драгоценное создание Божие, с глубоким внутренним миром, своими печалями и радостями... Мне кажется именно этот образ хотел донести до нас художник. Изумительная работа, не правда ли?
— Очень хорошая. В следующие выходные я приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть картину Николая Кузнецова «В Праздник».
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема