— Меня в детстве в смерч затянуло. Я в нём видел что-то...
— Что?
— Не знаю. Понять хочу. Отец говорит — смирись. Но если бы все люди смирились, тогда до полюса не дошли, мы бы в космос не полетели. Если Бог хочет, чтобы мы смирились, тогда зачем Он дал эту жажду?
— Я тебе ответов не дам. И никто не даст. Это умом постигается. Горбом своим. Понимаешь? Ищи. Ищи, и Господь подскажет тебе.
Юный Федя Конюхов не может найти покоя с тех самых пор, как ещё маленьким попал в эпицентр огромного смерча. Какой-то необъяснимый, настойчивый зов поселился в его душе. Зов к путешествиям. Однажды он открыл эти мысли своему духовному наставнику, священнику, и тот благословил юношу откликнуться на этот зов. Так Фёдор Конюхов стал всемирно известным российским путешественником. Этот важный эпизод его биографии не обошли вниманием создатели фильма «Повелитель ветра» — художественной биографии Конюхова, которая охватывает некоторые события из детства и юности, а в целом же посвящена одному из его путешествий — кругосветному полёту на воздушном шаре, который состоялся в 2016 году. Фрагмент из этого фильма мы с вами сейчас услышали.
Ленту в 2023-м снял режиссёр Игорь Волошин. А задумал её ещё в 2018-м году продюсер фильма и исполнитель главной роли, Фёдор Бондарчук. Именно тогда он увидел по телевизору документальный фильм про кругосветный полёт Конюхова на воздушном шаре. И задумал художественно осмыслить и воплотить эту историю на экране. Съёмкам тогда помешала пандемия. Но как только обстоятельства позволили, Бондарчук вернулся к своей задумке. Игорь Волошин о проекте знал давно, и, по собственному признанию, был рад возглавить съёмочный процесс.
Создатели картины ставили перед собой важную задачу: ответить на вопрос, как Фёдору Конюхову удаётся выживать в самых экстремальных условиях, справляться с бурями и штормами, проходить через, казалось бы, непреодолимые препятствия? В чём черпает он стойкость и силы? В картине «Повелитель ветра» мы видим не только Конюхова-путешественника. Но, прежде всего, человека, который верит в Бога. Кстати, в одном из интервью сам Фёдор Конюхов признаётся, что с детства он живёт верой и молитвой, и во всем полагается на Бога.
Самым эмоционально напряжённым моментом фильма стал эпизод, когда воздушный шар путешественника вошёл в мощный циклон. Погасли горелки, подающие в купол горячий воздух. Шар начал падать... А Фёдор стал смиренно молиться. Что произошло потом — зрители увидят на экране. Скажу только, что Господь Своей помощью видимо присутствовал на протяжении всего полета, который мы проследим от начала до конца. Мы станем участниками этого полёта и вместе с героем будем постигать величие мира как Божественного творения. Облака, безграничное небо, и земля с огромной высоты. Всё снято живо и зрелищно. Во время съемок сцен полёта обошлись без компьютерной графики. Оператор находился прямо в гондоле воздушного шара. «Мы пошли на этот шаг, чтобы в кадре всё было достоверно», — объясняет режиссёр такой выбор.
Ну, а главный герой картины объясняет свой жизненный выбор. В одной из финальных сцен «Повелителя ветра» Фёдор Конюхов разговаривает со своим маленьким сыном Колей. Мальчик спрашивает отца о том, что ему довелось испытать в небе.
— Пап, а что там было, в циклоне?
— Я не смогу описать, сынок. Это самому надо понять.
— А ты что понял?
— Всё, что нам дано — от Бога.
Верить в Бога и уповать на Него — об этом, прежде всего, говорит фильм режиссёра Игоря Волошина «Повелитель ветра». И если задуматься, то станет понятно, что название картины — не про Фёдора Конюхова. А про Бога — Творца и Владыку всего сущего. Того Единственного, кому покоряются стихии.
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.