
«Повелитель ветра», Кинокомпания «Водород», Арт Пикчерс Студия / Art Pictures Studio, Централ Партнершип, Киностудия им. М. Горького, режиссёр Игорь Волошин
— Меня в детстве в смерч затянуло. Я в нём видел что-то...
— Что?
— Не знаю. Понять хочу. Отец говорит — смирись. Но если бы все люди смирились, тогда до полюса не дошли, мы бы в космос не полетели. Если Бог хочет, чтобы мы смирились, тогда зачем Он дал эту жажду?
— Я тебе ответов не дам. И никто не даст. Это умом постигается. Горбом своим. Понимаешь? Ищи. Ищи, и Господь подскажет тебе.
Юный Федя Конюхов не может найти покоя с тех самых пор, как ещё маленьким попал в эпицентр огромного смерча. Какой-то необъяснимый, настойчивый зов поселился в его душе. Зов к путешествиям. Однажды он открыл эти мысли своему духовному наставнику, священнику, и тот благословил юношу откликнуться на этот зов. Так Фёдор Конюхов стал всемирно известным российским путешественником. Этот важный эпизод его биографии не обошли вниманием создатели фильма «Повелитель ветра» — художественной биографии Конюхова, которая охватывает некоторые события из детства и юности, а в целом же посвящена одному из его путешествий — кругосветному полёту на воздушном шаре, который состоялся в 2016 году. Фрагмент из этого фильма мы с вами сейчас услышали.
Ленту в 2023-м снял режиссёр Игорь Волошин. А задумал её ещё в 2018-м году продюсер фильма и исполнитель главной роли, Фёдор Бондарчук. Именно тогда он увидел по телевизору документальный фильм про кругосветный полёт Конюхова на воздушном шаре. И задумал художественно осмыслить и воплотить эту историю на экране. Съёмкам тогда помешала пандемия. Но как только обстоятельства позволили, Бондарчук вернулся к своей задумке. Игорь Волошин о проекте знал давно, и, по собственному признанию, был рад возглавить съёмочный процесс.
Создатели картины ставили перед собой важную задачу: ответить на вопрос, как Фёдору Конюхову удаётся выживать в самых экстремальных условиях, справляться с бурями и штормами, проходить через, казалось бы, непреодолимые препятствия? В чём черпает он стойкость и силы? В картине «Повелитель ветра» мы видим не только Конюхова-путешественника. Но, прежде всего, человека, который верит в Бога. Кстати, в одном из интервью сам Фёдор Конюхов признаётся, что с детства он живёт верой и молитвой, и во всем полагается на Бога.
Самым эмоционально напряжённым моментом фильма стал эпизод, когда воздушный шар путешественника вошёл в мощный циклон. Погасли горелки, подающие в купол горячий воздух. Шар начал падать... А Фёдор стал смиренно молиться. Что произошло потом — зрители увидят на экране. Скажу только, что Господь Своей помощью видимо присутствовал на протяжении всего полета, который мы проследим от начала до конца. Мы станем участниками этого полёта и вместе с героем будем постигать величие мира как Божественного творения. Облака, безграничное небо, и земля с огромной высоты. Всё снято живо и зрелищно. Во время съемок сцен полёта обошлись без компьютерной графики. Оператор находился прямо в гондоле воздушного шара. «Мы пошли на этот шаг, чтобы в кадре всё было достоверно», — объясняет режиссёр такой выбор.
Ну, а главный герой картины объясняет свой жизненный выбор. В одной из финальных сцен «Повелителя ветра» Фёдор Конюхов разговаривает со своим маленьким сыном Колей. Мальчик спрашивает отца о том, что ему довелось испытать в небе.
— Пап, а что там было, в циклоне?
— Я не смогу описать, сынок. Это самому надо понять.
— А ты что понял?
— Всё, что нам дано — от Бога.
Верить в Бога и уповать на Него — об этом, прежде всего, говорит фильм режиссёра Игоря Волошина «Повелитель ветра». И если задуматься, то станет понятно, что название картины — не про Фёдора Конюхова. А про Бога — Творца и Владыку всего сущего. Того Единственного, кому покоряются стихии.
19 декабря. О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе
Сегодня 19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, жившего в четвёртом веке.
О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











