— Приказываю: имущество Сибирякова Иннокентия Михайловича описать и опечатать. Наложить арест на капиталы, ему принадлежащие. Самого господина Сибирякова направить на принудительное прохождение судебно-психиатрического освидетельствования.
Необычное судебное разбирательство всколыхнуло Петербург в сентябре 1894 года. Один из самых богатых людей Российской Империи, крупный золотопромышленник Иннокентий Сибиряков обвинялся... в растрате собственных денег! Беспрецедентный процесс инициировал столичный градоначальник — Виктор фон Валь. Очень уж подозрительным казался ему образ жизни молодого миллионера. Только основной капитал Сибирякова составлял, в современном выражении, около шестидесяти миллиардов рублей. А был ещё постоянный доход с золотых приисков. Огромные деньги. Между тем, Сибиряков не строил дворцы, не покупал пароходы, не закатывал балы и приёмы. Большую часть этих денег он... раздавал нуждающимся. Иннокентий Сибиряков вошёл в историю как один из самых щедрых благотворителей и меценатов. Фильм о необыкновенной судьбе этого человека снял в 2016 году режиссёр Александр Карпов. Картина в жанре остросюжетного документально-художественного расследования получила приз Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова и с успехом прошла не только на отечественных, но и на зарубежных киноэкранах.
Примечательно, что фильм — не просто рассказ о благотворителе. Дело в том, что Иннокентий Сибиряков стал монахом. Он принял постриг на Афоне, в Свято-Андреевском скиту, где прожил до конца своих дней. И где сегодня его считают человеком святой жизни. Режиссёр ленты «Помогите мне! Я страшно богат...» Александр Карпов говорил, что его глубоко поразила уникальная история Сибирякова. И в фильме через призму одного из эпизодов его жизни — того самого резонансного судебного расследования — он захотел поразмышлять над духовным путём одного из богатейших русских предпринимателей конца 19 века.
Художественная форма, которую он избрал для воплощения своего замысла, лично мне показалась очень подходящей: синтез документального и игрового кино в тональности динамичного биографического расследования. Кстати, ради этого создателям фильма пришлось проделать огромную работу не только на съёмочной площадке, но и в архивах. Детали судебного процесса и личной жизни Иннокентия Сибирякова пришлось собирать буквально по крупицам. «Мы пытались добиться правдивости, жизненности», — рассказывал режиссёр. И фильм действительно получился живым. Должен признаться, когда я смотрел его, то порой забывал, что нахожусь по эту сторону экрана. Мне казалось, что я сам участвую в событиях и сижу в зале суда, где обвинитель изо всех сил пытается преподнести благодеяния Сибирякова как поступки сумасшедшего:
— На какие же такие нужды раздали вы столь огромное состояние, не учитывая справок и розыска?
— Если просят, значит, нужно. Если можно дать, то есть, если имеется такое состояние, то и нужно дать, не производя розыска.
— Сумасшедший! Безумец!
Иннокентия Михайловича Сибирякова в картине сыграл актёр театра и кино Сергей Зотов. По его словам, эта роль стала для него особенной и помогла многое переосмыслить в собственной жизни. «Мне захотелось быть внимательнее к ближним, не пробегать мимо, а слышать и видеть людей», — поделился Зотов в одном из интервью.
Съёмки некоторых эпизодов фильма «Помогите мне! Я страшно богат...» проходили на Святой Горе Афон. По признанию режиссёра, там со съёмочной группой порой происходили необыкновенные вещи. Например, для одной из сцен в кадре нужен был осёл. Но животное никак не могли найти. Тогда, почти отчаявшись, Александр Карпов мысленно попросил о помощи... самого Иннокентия Сибирякова! Буквально через несколько секунд съёмочная группа увидела, как прямо перед ними с горы спускается ослик! «Было ощущение, что Иннокентий Михайлович постоянно незримо присутствовал рядом», — вспоминал режиссёр.
Такое же чувство возникает и во время просмотра фильма. Его главный герой кажется родным и близким. И помогает понять, в чём же заключается настоящее богатство.
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.