— Завтра благословляю тебя идти на кладбище.
— И как увидишь, что покойника несут — поноси его самыми последними словами.
— Это... ругать, что ли?
— Обзываться, бранить — всё, что в голову взбредёт.
— Да вы что, батюшка?! Да как я это смогу?
— Бог благословит!
Что и говорить: весьма необычное послушание дал настоятель монастыря молодому послушнику. А ведь ещё вчера тот водил себе экскурсии по обители, и горя не знал. Рассказывал благоговейно людям о высоком смысле монашеского подвига. Все его хвалили, говорили, что при таком даре красноречия давно уже пора ему книгу написать. И тут вдруг — ни с того, ни с сего — на кладбище. Ругать усопших! Уж не повредился ли, случайно, настоятель умом?.. Такие мысли проносились в голове одного из главных героев белорусской ленты под названием «Притчи». Первый фильм этого успешного многосерийного проекта киностудии минского Свято-Елисаветинского монастыря вышел в 2010 году. Режиссёр картины Виталий Любецкий хотел сделать её понятной и доступной для самой широкой аудитории. И фильм, действительно, получил живой отклик у разных зрителей: тех, кто давно уже в церкви и тех, кто только делает к ней первые шаги. Словом, каждый непременно найдёт в картине что-то близкое и интересное именно ему. Эксперты и критики тоже высоко оценили работу белорусских кинематографистов. Показ фильма «Притчи» стал одним из главных событий итальянского фестиваля Religion Today. Лента стала лауреатом без малого десятка кинофестивалей и у себя на родине.
Через притчу, то есть, иносказание, легче всего говорить с человеком о чём-то очень важном, не впадая при этом в назидательный тон, — уверен режиссёр Виталий Любецкий. Для реализации своей идеи он выработал формулу: максимум смысла и содержания, минимум морализаторства и... хронометража. В пятьдесят с небольшим минут экранного времени уместились целых три новеллы: «Необычное послушание», «Немая молитва» и «Как Спаситель в гости ходил». Первая основана на эпизоде из древнего патерика — сборника коротких рассказов о жизни монахов-пустынников первых веков христианства. Сюжет для второй истории был взят из духовных рассказов святителя Василия Кинешемского. И, наконец, третья новелла снята по мотивам одной из проповедей знаменитого старца ХХ века, архимандрита Павла Груздева. Действие всех трёх историй перенесено в современные реалии и, что немаловажно, представлено с долей здорового юмора. Сами создатели картины называют её лирической комедией. Которая, впрочем, в простой понятной форме рассказывает нам о вещах весьма серьёзных — о чудесах веры и силе молитвы. Так, например, во второй новелле звучит очень важный вопрос. Который наверняка хоть раз в жизни задавал себе каждый из нас. Именно с ним обращается к Богу в одном из эпизодов герой фильма, монастырский старец:
— Господи! Почему Ты не слышишь нас? Вот же люди — и в церковь ходят, и дома молятся. А живут так же тяжело.
— Неужели истощилось милосердие Твое?
— Господи! Неужели так суетна молитва наша, что Ты не слышишь нас, Господи?
Не только на этот, но и множество других самых животрепещущих и глубоких вопросов человеческого бытия подскажет нам ответы художественный фильм из цикла «Притчи». Ну, и конечно, посмотрев картину, мы с вами узнаем, чем закончилась история послушника, которого старец благословил ругать усопших на кладбище. Обещаю: будет очень интересно и забавно. А главное — полезно для души. Ведь режиссёр Виталий Любецкий признавался, что снял свой фильм «Притчи» с одной главной целью — чтобы вдохновить людей на жизнь с Богом. И получилось, действительно, вдохновляюще!
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер