
Наталия Лангаммер
У меня есть друг. Он собирает коллекцию произведений современного искусства. Это и живопись, и скульптура, и разные инсталляции. Он все это очень любит. Дружит с художниками. Многие дарят ему свои работы.
В какой-то момент у него возникли проблемы с помещением. Пришлось всю коллекцию отправлять на хранение. Он договорился со знакомыми, чтобы выделили свободную комнату, где экспонаты смогут просто полежать какое-то время.
Спустя месяц, решив проблемы, мой друг приехал забирать свою коллекцию. Но ту комнату уже сдали другим арендаторам за деньги. Времена трудные. Собрание артефактов отправили в подвал.
Бедный коллекционер испытал шок, когда увидел, как валялись картины. Одну из них проткнули ножкой от табуретки. В подвале было много хлама. Сломали ещё 2 миниатюры.
Пока мы отпаивали друга валерьянкой, я все думала: как чинить произведения искусства? Отдать реставратору? Самим склеить? Прощаться и выбрасывать? Как потом авторам в глаза смотреть?
Но наш коллекционер уже знал, что делать.
Он повез порванные картины и разбитые скульптуры их авторам, их создателям. С глубоким покаянием и извинениями. Да, страшно неловко признаться, что не уберег. Сердце сожмется, когда увидишь, какую боль испытывает творец, взяв в руки свое сломанное произведение.
Но! Только сам художник может восстановить свою картину или скульптуру.
Ведь так же и с Богом! Я ведь тоже сломанное творение. Божье творение. Хуже, я — сломанный шедевр Бога. Он другого не создаёт.
Я могу искать помощи у врачей, у психологов, могу просто не видеть своих рваных ран души, так похожих на разорванные полотна картин. Но все это восстановить может только Сам Творец. Тот, кто меня создал. Он один.
Как? А это чудо. Он заложил в природу такую возможность. Порежешь палец. Однако, через пару недель он будет таким же, как прежде. Может и шрама не остаться. Это потрясающе! Регенерации клеток тела.
Наверное, так же Господь лечит и душу.
Но! Для этого нужно к Нему прийти, признаться в поломке, пережить неловкость или стыд. Недавно меня стала мучить тревога, что столько всего я сделала не правильного за последние дни. Одна ошибка за другой. Как выйти из этого тяжелого состояния? Как исправить ситуацию? И в голове четко прозвучало: «Поехать на исповедь!»
Я задумалась — неужели так просто? Рассказать о том, о чем жалею, за что мучает совесть, покаяться. И все? А где же наказание? Наказание уже было. Его понес на себе Христос. За меня. Мне теперь нужно лишь прийти к Творцу, и Он меня исправит, так сказать, починит. Обязательно починит. Создатель очень любит свои шедевры.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов